Одному столько не съесть

Сразу два сольных проекта представила Первая галерея на этой неделе — «Базарный день» (живопись, графика, объекты) любимчика публики Закарьи Закарьяева и «Цитаты» (роспись по фарфору) Дианы Гамзатовой.

Джамиля Дагирова, куратор и директор Первой, призывает не искать сходств в двух проектах. Понятно, что пропасть между авторами гораздо больше, нежели расстояние между этажами выставочного пространства, но некая синхронность все же нащупывается. Проект Закарьи целиком и полностью посвящен еде: самому процессу, тому, что и как поглощает социум, а у Гамзатовой— расписные фарфоровые тарелки. А если серьезно, то воспринимать и оценивать авторов нужно совершенно сепаратно.

От проектов Закарьи публика привыкла ждать если не чуда, то шоу. С самого первого появления его работ в артинституциях интерес к нему только рос, что довольно ревностно воспринималось даже маститым авторами. Закарья стал своего рода мостиком между серьезным и подчас скучным искусством и тем, что хорошо смотрится на открытках. Количество его выставок, в том числе персональных, за последние 7 лет успело вырасти в солидный список, но много ли прибавилось к багажу помимо букв и друзей в Одноклассниках?

Новый проект в Первой скорее походит на творческую мастерскую. Известная авторская жадность Закарьи в этот раз сработала не на руку, а против. Ощущение, что, идя по пути интенсивного развития (не вглубь, а вширь) и хватая спелые темы прямо с дерева, Закарья не запасся достаточным терпением, чтобы выжать из них сок. Причем речь именно о терпении, а не о недостатке таланта. В способностях и наличии таланта никто не сомневается. И новое направление, презентованное проектом, — графика — как раз иллюстрирует это, особенно если воспринимать ее как законченные произведения, а не как наброски будущих живописных работ.

Ощущение, что большей части тщательно выструганных из дерева фруктов и овощей, невероятных орехов, обитых тонкими медными пластинками, не хватило авторского. Увлекшись исполнением, техническим совершенствованием приемов, автор забыл про контекст. Все это, без сомнения, красиво, на все это хочется смотреть, а еще больше — иметь у себя дома, но речь здесь идет скорее о дизайне, нежели об искусстве. Понятно, что, как и в случае с Pussy Riot, можно до бесконечности спорить о том, где заканчивается перформанс и начинается хулиганство, а в случае Закарьи — о том, где заканчивается дизайн и начинается искусство. Тем более что создает свои безумно затратные по времени и силам работы он в свободное от декорирования пространств время.

В итоге «Базарный день», тематически вроде как цельный, буквально рассыпается на ингредиенты, как неумело смешанный домашний урбеч. С одной стороны здесь, конечно же, еда: сыр, домашняя колбаса, острый перец… Но за их красотой так мало самого Закарьи, что хвалить его в этих случаях нужно лишь за вовремя схваченную тему. На других работах — один из любимых приемов автора — буквальное выражение метафоричных словосочетаний. Вроде «Зубов на полке» или «Сарафанного радио». Критики еще пару лет назад советовали автору быть поосторожнее с приемом, который не всегда легко обыграть достаточно художественно и не скатиться в пошлость. Некогда былинная дагестанская старуха-исполин, словно вырезанная из каменной горы с двумя гусями, иллюстрирующая «Жили у бабуси», казалась аргументом в защиту авторских предпочтений, а вот те же «Зубы на полку» в новом проекте — явный довод против. Ровно такой же, как «Безопасный чай», который стремилась запечатлеть на телефон большая часть далеких от искусства посетителей выставки.

Отдельным сложным продуктом для переваривания вышла работа «Суп “Анжи”» — такая отсылка к Уорхоллу и еще один умело схваченный автором горячий пирожок. В отрыве от проекта работа хороша, актуальна и абсолютно в русле погрязшего в цитировании современного искусства, но рядом с горской колбасой, милыми сердцу деревянными помидорами, на которые будто кто-то сел, и коровой, готовой к расчленению, смотрится неорганично. Одному столько не съесть, грозит несварением.

Бывалые посетители находят выход в том, чтобы сделать паузу, скушать… а вернее, подняться на второй этаж и передохнуть, разглядывая работы Дианы Гамзатовой, которой удалось из хобби создать повод для разговоров об искусстве. Тут вопросов меньше. Название проекта говорит о цитировании, а от самого автора узнаешь, что, например, серии «Находки ушельцев», состоящие из небольших работ, отсылающих к песням «Аквариума», одному из любимых музыкальных коллективов автора. По словам Гамзатовой, каждая ее работа — отдельная история, и поначалу была задумка написать текстовое сопровождение к работам, но из боязни показаться слишком буквальной от идеи отказалась. Большая часть работ — расписанные тарелки. Дело не в черных красках, мрачноватых сюжетах и воронах, но здесь как раз этого двойственного, неприятного ощущения, что можно взять такую тарелку и повесить на кухне, не возникает. Джамиля Дагирова говорит о том, что многие из сюжетов Гамзатовой хорошо бы смотрелись на холстах, но и без них работы художницы стоит рассматривать в контексте изобразительного, а не прикладного искусства.

Спускаясь с экспозиции Гамзатовой, вновь попадаешь в пространство Закарьи. На лестнице тебя встречают деревянные яйца в картонной коробке, вылупившиеся из них деревянные птенчики и собственно «Базарный день». Работа, ставшая иллюстрацией к проекту, притягивает взгляд тем, что и подвигает всех петь Закарье оды, — тонким народным юмором, который очень сложно не растерять и пронести неразведенным через все творчество, когда вокруг интернет, сплошные «мимими», «давай, до свидания», «работаю за еду», «очки надо?» и «ломай меня полностью». Которые, как ни крути, одни из непременных компонентов социума, но уж точно не самые нужные. Особенно, если речь идет о высокой кухне, а не об ужине в тесном семейном кругу. Впрочем, не исключено, что Закарья просто выбрал не самую короткую дорожку. 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7080

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *