Российская власть, наконец, начинает понимать, с какого конца нужно подходить к разблокировке общественно-политической ситуации на Кавказе, тесно связанной с исламом. И сколько не говори «халва» (позволю себе путинское выражение), во рту (то есть, в северокавказском регионе) слаще (то есть, стабильнее) не станет.
К проблемам ислама нужно подходить со связкой исламских ключей. И вот в столице России, в роскошном отеле «Ritz-Carlton», 25-26 мая собрались богословы из 23 мусульманских стран, чтобы все обсудить и вынести религиозное постановление (фетву) о событиях на юге страны.
Важно!
От Дагестана на конференции участвовали министр по национальной политике, религии и внешним связям Бекмурза Бекмурзаев и депутат Госдумы Ризван Курбанов.
Организаторами конференции выступил Международный центр «Аль-Васатыйя» (Кувейт), Научно-просветительский центр «Аль-Васатыйя — Умеренность» (Россия), руководителем которого является известный мусульманский проповедник Али (Вячеслав) Полосин и Международный Союз исламских ученых, объединяющий ученых исламского мира. Конференция проводилась также при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. На конференции собрались исламские ученые из таких стран, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Марокко, Иордания, Тунис, Бахрейн, Ирак, Египет, Ливан, Мавритания, Судан, Афганистан, Турция, Иран, Албания, Швейцария, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан.
На конференции была представлена и мусульманская элита России. Почтили мероприятие своим присутствием генеральный секретарь Международного союза исламских ученых доктор Али аль-Карадаги и заместитель председателя Международного союза исламских ученых доктор Абдуллах бин Байя. Аль-Карадаги уже отметился пару лет назад в урегулировании конфликта между киргизами и узбеками, за что получил благодарственное письмо из Госдумы.
Чечня рулит
Не остались в стороне и чеченцы с Фондом имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Рамзан Кадыров уважаем в арабо-исламском мире, и воспринимается элитами как один из преуспевающих лидеров мусульманской уммы, активно занятый адаптацией шариата к российским условиям. В частности, один из последних указов главы ЧР касается новой формы чеченских школьниц, которая приближена к шариатской норме женского одеяния — хиджабу.
Свидетельством почтения к семье Кадырова является то, что участники конференции провели один день в Чеченской Республике. А директор международного центра по изучению Корана (КСА) Басфар Абдуллах Али очень тепло отозвался об отце чеченского главы: «Ахмат-Хаджи погиб на пути Аллаха, на пути джихада. Он спас свой народ. Сегодня Чеченская Республика процветает, созданы все условия для вероисповедания. Все это благодаря пути, который он начал».
Гости не зря выехали в Грозный: Чечня представлялась для них удачным полигоном, где тема терроризма и экстремизма практически сошла на «нет». Это притом, что республика еще лет десять назад пережила все ужасы войны и лежала в руинах, став тогда рассадником радикализма и бандитизма на Северном Кавказе. Теперь ситуация в корне изменилась. Причем, сами «лесные» на своих сайтах приводят статистику диверсий с 22 апреля по 23 мая: в ЧР — 2, в Дагестане — 42! Поэтому Чечня богословам интересна, а Дагестан — не очень.
Фитна и Фетва
Столь высокой конференции предшествовала дискуссия, которая развернулась в российской исламской элите по поводу актуальных понятий джихада и его назначения; шариата и его роли в российском обществе; технологий адаптаций к современным условиям в свете исламского фарза — обязанностей; целесообразности и уместности; целевых задач и политического моделирования. Одним из ее модераторов был упомянутый Али Полосин.
Однако конференция собралась не просто осудить терроризм и еще раз сказать, как все плохо на Кавказе. Итогом конференции должно было стать религиозное постановление — фетва, которое четко расставило бы точки над «i» и дало вразумительную оценку происходящему под прикрытием ислама насилию от имени авторитетного сообщества алимов. Богословы такую фетву приняли после того, как российские коллеги ознакомили их с ситуацией в мусульманской умме. Ее можно кратко выразить словом фитна, то есть смута. Зарубежные алимы скрупулезно отделили «мух от котлет», то есть отсекли радикализм в террористическом воплощении, наносящий огромный урон исламу и мусульманам. Радикализм ни в коей мере не может быть решением проблем исламской уммы, в том числе России. Другое дело — никто не отрицает наличие проблем в мировом и российском контексте. Хотя некоторые наблюдатели сетовали на то, что конференция не углубилась в сферу правозащитной проблематики мусульман. Но, думаю, это тема отдельного форума, и смешивать два блока было просто контрпродуктивно. Мало того, это могло зазвучать неким оправдательным тоном на фоне террористических атак и идеологии исламского радикализма. Поэтому конференция полностью была посвящена выработке фетвы.
Выступивший на форуме Ризван Курбанов сказал, что создание Комиссии по адаптации было вызвано необходимостью, осознанием того, что не все, кто ушел в «лес», сделали это по идеологическим соображениям. В рамках Комиссии налажено общение с родственниками тех, кто ушел в «лес». Матери начали призывать своих детей вернуться к мирной жизни. Есть молодые люди, которые вышли из террористического подполья и оказывают активное содействие в адаптации уже других боевиков. Зомбированные люди убивают себя, думая, что попадают в рай. И, что печально, все это делается под эгидой ислама. Причем, приезжают из соседних регионов, Ставропольского края и Казахстана. Вот ребята из Казахстана со словами «Аллаху Акбар» атаковали пост ГИБДД. «В итоге они были разгипнотизированы», — сказал Курбанов. Источником такой гипнотизации депутат считает глобальную сеть. Он также привел пример с молодым дагестанцем, который, открыв дверь убийцам своего отца, стал соучастником этого ужасного преступления.
Между джихадом и такфиром
Богословы также обсуждали содержание некоторых исламских терминов, которые взяты на вооружение террористами. Это «джихад», «такфир», «халифат». Джихад — священная война, буквально с арабского «усердие, рвение на пути Бога». Такфир — обвинение в неверии. Халифат — исламское государство, содружество стран, чье законодательство основано на шариате. Именно вокруг этих базовых исламских понятий вращается вся радикалистская пропаганда. Именно аяты Корана, где упоминается джихад, огульно проецируются на современность, используются для призывов к насилию и слепой мести. В устах радикалов этнические мусульмане, не поддерживающие определенную линию поведения и идей, представляются через цитирование святых свитков мушриками, муртадами и другими оскорбительными словами, а действия террористов называются спецоперациями муджахедов на пути Аллаха. Каждый их акт, якобы, заслуживает довольство Бога и — как итог — «победа или рай», то есть «строительство» общества шариатского потребления или райские кущи в объятьях прекрасных и юных дев потустороннего измерения. В последнее время чаще выбирают второе: с начала года 72 боевика, бросивших вызов системе с «калашниковым» в руках, были уничтожены. Но открытым остается вопрос: отправятся ли они прямиком в Эдем?! Эта дилемма не решается простым цитированием Корана. В этом огромная проблема. Зато есть общечеловеческие ценности, в основе которых — этика авраамизма с его единобожием, которое постулирует ценность жизни, имущества, крови любого Человека. Что, кстати, отвергается джихадизмом, делящим мир на полюсы войны и мира, а Человека на того, кто за нас, и того, кто против. Ошибочная теория. Особенно в мире, где нет строгой идеологической и геополитической демаркационной линии, как в Средневековье.
А что касается строительства шариата, конечно, это от лукавого. Никакое строительство шариата в лесах просто невозможно, и это юным умам — пушечному мясу «джихада» -просто невдомек. История учит только умных: на стыке 19 и 20 веков власть получили не бомбисты, которые боролись с режимом путем террора в отношении первых лиц императорской власти, а соратники Ульянова, которые были политически подкованы и блестяще образованы.
О «зрячих мечах»
За взрывы 3 мая уже взяли ответственность «лесные». Что касается количества пострадавших невоенных, то таковым, устами некоторых блогеров и комментаторов, цинично и постфактум посоветовали: «Нечего было собираться после взрыва». Явление дагестанской взаимопомощи, которое в генном начале любого жителя Страны гор, для тех, кто взял иной устав, не имеет никакого значения. То, что к месту взрыва могут подъехать кареты «скорой помощи», пожарные машины, подойти родственники и друзья пострадавших, люди вполне мирных профессий, которые элементарно желают оказать помощь, кажется, их не интересует: «Бог вычислит своих».
Но те, кто окопался в «лесу», как верно подметил Багаудин Узунаев, давно не считают нас земляками, я бы добавил — они не считают нас и братьями. Кстати, проблема мизантропии стала проблемой северокавказского ислама. Человеконенавистничество, зло крепко прицепились к имиджу ислама и мусульман. И это я говорю с сожалением о системе ценностей, названной в Коране «милостью для миров».
Некоторые комментаторы в социальных сетях, которые осуждают сам форум, а его участников запросто называют «имамами куфра», производят впечатление сидящих на перинах рядом с пророком Мухаммедом (мир ему), который им, якобы, внушает все, что они говорят. Однако, это не так. Зло им наущает только лживый бес. И в этом не может быть никакого сомнения.
Вот о чем гласит Московская декларация мусульманских богословов о джихаде. Приведу наиболее яркие цитаты:
«Мусульманская умма вела борьбу за джихад на пути Аллаха. Знамя ее могущества и величия развевалось по всему миру. Джихад уммы стал славной страницей в ее длительной исторической летописи. Мечи мусульман были зрячими и «знали свое место», а их владельцы отличались высокими моральными качествами и руководствовались мудрыми правилами. Мечи никогда не использовались так, чтобы опорочить и опозорить их владельцев». «В отношении джихада в исламе была разработана специальная концепция, соответствующая цивилизованному характеру мусульманской религии, который не считает джихад «разрушительным проектом» или «планом мести». « В исламе джихад имеет множество широких и всеобъемлющих смыслов. Джихад не сводится только к ведению боя и применению оружия в отношении противника. Сводить понятие джихада только к ведению боя, не учитывая при этом другие составляющие (джихада), связанные с действиями по помощи религии Аллаха, неправомерно. Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений».
Думаю, вполне убедительно. И, как говорится, комментарии излишни…
_________
*Иджма — единодушное согласие с принимаемым документом большинства исламских ученых
Источник: http://www.respublic.net/agregator.php?task=SHOW_FULL_ART&ART_ID=200