В минувшую субботу в Тарумовский район высадился многочисленный десант высших чиновников республики во главе с Магомедсаламом Магомедовым. Главу республики сопровождали председатель Народного собрания РД Магомедсултан Магомедов, начальник управления территориального развития и местного самоуправления президента РД Артур Исрапилов, заместитель председателя правительства РД Мурат Шихсаидов, целых три министра — экономики, сельского хозяйства, земельных и имущественных отношений, главы Тарумовского, Кизлярского и Бабаюртовского районов.
В качестве хозяина, принимающего высоких гостей, выступал не глава Тарумовского района Сергей Чепурной, а генеральный директор Дагагрокомплекса Исак Умалатов, под руководством которого на землях района осуществляется масштабный инвестиционный проект, связанный с выращиванием и переработкой сахарной свеклы. Стоимость его оценивается примерно в 20 млрд рублей. Помимо предприятия по производству сахара, планируется построить мощное тепличное хозяйство, целый ряд современных заводов по производству растительных масел (из подсолнечника, сои и рапса), томатной пасты, спирта, комбикормов, организовать консервное производство, выпуск строительных материалов и многое другое. Партнером Дагагрокомплекса выступает американская компания Аmity Technology LLC, в активе которой международный опыт создания подобных производств.
Данный проект (и это крайне важно) по целому ряду причин является затратным не только по объему необходимых финансовых вливаний. Помимо денег для его осуществления необходимо около 100 тысяч гектаров пашни. Все дело в технологиях выращивания сахарной свеклы, которая обладает способностью очень быстро истощать почвы. Поэтому на одном участке больше 4-х лет выращивать ее нельзя. Из этого следует, что для ежегодного выращивания свеклы на 16 тыс. га (что обеспечивает годовую потребность в сырье будущего сахарного завода), необходимо около 70 тыс. га для осуществления грамотного севооборота. А чтобы во время «отдыха» эти поля не пустовали, на них будут выращивать кукурузу, подсолнечник, сою и рапс. Добавьте к этому земли будущего масштабного тепличного хозяйства и площади под строительство будущих производств и в итоге «набегут» как раз 100 тысяч гектаров, без выделения которых реализация этого масштабного проекта окажется невозможной.
Первоначально землю под проект предполагалось выделить в Ногайском районе. Во время подписания протокола о намерении между республикой и АmityTechnology LLC были заверения о поддержке проекта со стороны местного населения, которое, однако, затем выступило против проекта. Который в итоге оказался под угрозой срыва, поскольку, как сказал во время подписания протокола о намерениях вице-премьер Мурат Шихсаидов, «в крупных районах республики, таких как Бабаюртовский, Хасавюртовский, Кизилюртовский, практически все земли переданы под КФХ, ЛПХ».
На этом фоне субботняя поездка представительной правительственной делегации в Тарумовский район приобретала особую значимость. В ее ходе, очевидно, предполагалось решить сразу несколько задач, как политического, так и экономического плана. Во-первых, послать мощный информационный импульс населению Дагестана: жизнь в республике постепенно налаживается, на смену политикам-демагогам, способным строить лишь песчаные замки, пришел реальный руководитель, сумевший в короткие сроки обеспечить приток инвестиций. Такой же импульс, это уже, во-вторых, посылался жителям российских регионов (хвала интернету и TV), привыкших связывать Дагестан с дотациями, взрывами и убийствами: республика динамично развивается, уже в ближайшие годы поток дотаций будет мелеть, а новые рабочие места со временем снизят уровень противостояния в регионе. В-третьих, (честно говоря, эту задачу смело можно было бы поставить во главу списка) поездка должна была показать американскому партнеру и руководству Россельхозбанка (согласно договоренности он должен профинансировать «российскую» часть проекта), что все проблемы остались в прошлом. И, несмотря на неожиданный для всех демарш ногайцев, проект успешно стартовал и с каждым днем набирает обороты. О четвертой задаче (тоже архиважной), с разрешения читателей НД, мы поговорим немного позже, а сначала о том, как, собственно, протекала поездка.
Первая остановка кортежа произошла на окраине села Александро-Невское, где под посевы готовится около 2,5 тысячи гектаров пашни. Там, где еще недавно располагались заросшие лоховником классические «неудобья», испещренные рытвинами, канавами, а также оплывшими валами, которые лет двадцать назад были границами рисовых чеков, простирались идеально ровные поля.
— Все дело в технике, — прокомментировал увиденное главный инженер Дагагрокомплекса Николай Самойленко, — здесь поработали тракторы американской фирмы John Deere. Техника эта уникальная, один трактор может выполнять до семи операций, в том числе планирование участков, для чего они оснащены бортовым компьютером, спутниковой системой навигации и еще множеством подобных «наворотов. Эти машины XXI века могут работать сутками (производительность при этом достигает 250 гектаров), затрачивая топлива в 3 раза меньше, чем тот же «Кировец».
Рассказал Самойленко и о тарумовской земле. По его словам, она здесь просто замечательная, «не хуже, чем в Германии», что подтверждено многочисленными лабораторными исследованиями. Причем, это богатство целых 18 лет было абсолютно невостребованным — никаких сельхозработ здесь не производилось. «Правда, слой гумуса (наиболее продуктивный слой почвы. — «НД») тонковат, но мы уже знаем, что надо делать. После уборки зерновых, которые будем выращивать здесь, запашем всю солому в почву и добавим селитры».
Представители Дагагрокомплекса к полному восторгу телевизионщиков уговорили прокатиться на тракторе Магомедсалама Магомедова. Тот поначалу отнекивался, но потом, очевидно вспомнив про Путина с Медведевым, согласился. «На таком тракторе, — сказал он после поездки, — ездить одно удовольствие. А управлять легче, чем машиной». Ездить, на американском тракторе, который стоит 260 тысяч долларов, действительно приятно (герметичный салон, кондиционер), но вот что касается управления…. На освоение всех тонкостей и премудростей и года может не хватить. Поэтому пока на американской технике работают земляки Самойленко механизаторы из Краснодарского края, которые со временем должны подготовить себя смену из жителей Тарумовского района.
— Всего, — говорит Исак Умалатов, — мы планируем закупить около 100 единиц американской техники, это полностью обеспечит потребности проекта. На сегодняшний день мы уже вложили в него около 500 миллионов собственных средств, после решения вопроса с финансированием, темпы работ увеличим.
— Уверен, — вступил в разговор Магомедсалам Магомедов, — что с Россельхозбанком никаких проблем возникнуть не должно. На форуме в Сочи Владимир Владимирович Путин этот наш проект поддержал и соответствующее указание руководству банка дал.
Указание указанием, но, поскольку денег пока нет, можно предположить, что, скорее всего, проблемы все-таки имеют место быть, и связаны они с ногайским демаршем. Можно предположить, что осторожные банкиры в настоящее время присматриваются — сможет ли республика найти необходимые 100 тысяч гектаров? И хотя Умалатов сообщил журналистам, что с выделением земельных участков сегодня проблем нет (кроме Тарумовского района к проекту решили подключиться и выделить землю еще два — Кизлярский и Бабаюртовский), у корреспондента «НД» возникло ощущение, что участники «десанта» в этом вопросе (который сегодня определяет судьбу всего проекта) слегка лукавят, а нестыковок и «узких» мест еще много.
Ну а после осмотра новых теплиц, в ходе которого состоялся весьма примечательный диалог между Магомедсаламом Магомедовым с профильными министрами, ощущение это переросло в твердую уверенность — необходимого количества земли для проекта пока еще в наличии нет. Но сначала о самих теплицах, построенных с учетом самых современных технологий. Работать они будут круглый год, обеспечивая получение трех урожаев овощей. В итоге с каждого квадратного метра можно будет снять не менее 50 килограммов продукции. А кроме того с февраля по март здесь будет выращиваться рассада сахарной свеклы — главного двигателя проекта. В настоящее время построено около 3 гектаров теплиц, к лету их площадь должна удвоиться.
Слушая рассказ Умалатова о теплицах, в какой-то момент Магомедсалам Магомедов поинтересовался, указывая себе под ноги: «С выделением этой земли проблем не было?». «Не было, — ответил Умалатов эта земля муниципальная, а с муниципальными землями, как правило, проблем не возникает. Зато с остальными….». Тут как раз и состоялся тот самый диалог, о котором говорилось выше. Впрочем, вначале это был монолог руководителя республики, в котором он излагал свое видение земельной проблемы в Дагестане.
Начал он с того, что в республике до сих пор не проведена полная инвентаризация всех земель (на памяти корреспондента «НД» эту проблему безуспешно пытались решить оба предшественника нынешнего руководителя республики). «Земли у нас мало, — горячился Магомедсалам Магомедов, — использовать ее надо очень рационально. А если кто не использует, надо прерывать арендные отношения и отдавать землю тем, кто хочет работать». Далее он обратился к министрам с вопросом «Сколько вам надо времени, чтобы ответить на вопрос, где и как используют землю? Месяца хватит?». — «Нет, — одновременно ответили министры, — месяца мало». — «Сколько надо, три? — «Мало, не справимся». — «Окажем помощь, выделим специалистов, привлечем консалтинговые фирмы, подключим другие ведомства. Неважно, арендаторы это, ГУПы или МУПы, земля в республике должна работать». — «Проблем много, — грустно отвечал на это один из министров. У нас все хотят взять землю в аренду, а потом перепродать ее инвестору. Сами работать не хотят, ждут, пока человек с деньгами придет. И как только появляется инвестор, у земель, пустующих годами, тут же появляется хозяин». Тем не менее Магомедов остался непоколебим и на поиски «бесхозной» земли выделил ровно три месяца.
Еще один «земельный» разговор состоялся между Исаком Умалатовым и руководителем республики прямо посреди пыльной сельской дороги. «Вон там, — указал Умалатов в сторону горизонта, — находятся земли, которые выделили нам. Но среди них расположились земли нескольких горных кутанов, что может серьезно осложнить реализацию проекта. Вот на карте (тут же, как по мановению волшебной палочки, откуда-то возникла эта самая карта) это очень хорошо видно». — «Никаких проблем, — ответил Магомедов, — кутаны уберем, выделим им землю в других местах, а их наделы передадим вам»…
Как известно, земельные проблемы в Дагестане с шашкой наголо решить невозможно. Через какое-то время они, как правило, аукаются серьезными конфликтами, на фоне которых меркнут экономические выгоды, полученные в ходе поспешных решений. Пусть и продиктованных огромным желанием, во что бы то ни стало двинуть масштабный проект, нужный республике. В итоге все-таки стоит отметить, что четвертая задача, которую предстояло решить в ходе данной поездки, — убедить всех (инвесторов, банкиров, глав администраций и жителей республики) в том, что масштабный инвестиционный проект твердо стоит на земле (в прямом, исконном смысле этого слова), — по мнению корреспондента «НД», оказалась невыполненной.
В ходе поездки по Тарумовскому району глава республики, сопровождаемый высокими чиновниками, посетил также Широкольский рыбокомбинат, крупнейшее предприятие рыбной отрасли в республике. Только в прошлом году здесь вырастили и отправили в торговую сеть более 740 тонн частиковой рыбы и 35 тонн — осетровых пород. Вот уже много лет директор комбината Ахмеднаби Шайхулисламов «болен» идеей, которая может вдвое увеличить отдачу широкольских прудов, превратив комбинат в самое процветающее предприятие отрасли. Речь идет об использовании теплой термальной воды для выращивания рыбы. Собственных средств на бурение скважин (цена вопроса — 15—20 млн рублей) на сегодняшний день у комбината нет, денег едва хватает на мероприятия по регулярной чистке каналов и прудов.
Республиканские чиновники проект Шайхулисламова не видят в упор, и долгие годы перспективная идея так идеей и остается. Поэтому, когда кортеж президента въехал в проходную рыбокомбината, корреспондент «НД» был уверен, что здесь будет обсуждаться инвестиционная программа комбината, отчаянно нуждающаяся в республиканской поддержке. Однако тема эта не стала темой разговора с первым лицом. Возможно, более перспективным проектом республиканскому руководству видится другой проект, о реализации которого Магомедсалам Магомедов недавно договорился с руководителем Федерального агентства по рыболовству Андреем Крайним. Напомним, речь идет о создании репродукционного комплекса осетроводства в Мехтебском нерестово-выростном хозяйстве. Так вот основным «материалом» для его деятельности как раз и является белужья икра, которую вскоре будут производить широкольские рыбоводы. Возможно, невнимание к проблемам старого комбината объясняется тем, что мехтебский проект должен принести республике 1,5—2 млрд федеральных рублей, в то время как помощь широкольцам должна оплачиваться из кармана республики.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=6825