Педагог и иконописец

Есть люди, которые живут незаметно и выполняют свою работу за скромную зарплату. И лишь познакомившись поближе, понимаешь, что эта работа – их любимое дело и возможность реализовать свои таланты.

Виктор Журов родился на хуторе Вышеталовский Тарумовского района. По окончании в 1975 году Дагестанского художественного училища был распределён в Кизляр и сразу назначен директором вновь открытой художественной школы, проработал на этой должности девять лет.

В 1984 году произошло слияние музыкальной и художественной школ в детскую школу искусств, и он переключился на преподавательскую деятельность. И с того времени является бессменным учителем художественного отделения образовательного учреждения и ничуть не сожалеет, потому что нашёл себя в этом качестве. Казалось бы, эка сложность уроки рисования – дал задание, и пусть себе дети малюют, а ты ходи только да что-то подсказывай и поправляй. У него совсем иной подход.

— На работу с детьми уходит много времени, — рассказывает Виктор Владимирович, — для того чтобы заинтересовать их, нужно отдавать гораздо больше часов, чем предусмотрено учебным планом. Приходится продумывать замысел и идею так, чтобы она стала ученикам понятна, чтобы она захватила их.

И в качестве иллюстрации к сказанному привёл последнюю работу, в которую вовлечены три девочки. Он предложил тему чудовища, которое живёт в шотландском озере Лох-Несс. Существо это мифическое, никто его вблизи не видел, но нарисовать его интересно. Совместными усилиями сформировались замысел и композиция. Это будет триптих – для людей старшего возраста, юношества и детей. Работа графическая, нарисовать нетрудно, и пока всё получается, говорит Виктор Журов.

Сегодня графика – это основной вид изобразительного искусства, который преподаёт В.Журов.

Раньше занимались выжиганием и резьбой по дереву и выработали даже свою технику исполнения. Многие работы – просто шедевры, но постепенно пришлось свернуть эти уроки. Композиции из дерева не принимаются на выставки, а нет стимула – нет и интереса.

Ученики Виктора Журова только в последнее время завоевали на республиканских выставках три первых места и несколько почётных грамот и дипломов. Эта оценка его труда важна для педагога, но главным для себя он считает то, что почти треть из 150 выпускников так или иначе приобретённые на его уроках трудолюбие, знания и навыки используют в своей взрослой профессиональной деятельности. Одни занимаются скульптурой, другие – резьбой по дереву, кто-то – декоративной росписью, некоторые высекают портреты и надписи на памятниках и надгробных плитах. Конечно, это не высокое искусство, всего лишь ремесло, но хорошо оплачиваемое. Хотя были у него и настоящие таланты, но, увы, советская система государственной поддержки одарённых молодых художников разрушена, новая не создана, вот и зарывают его воспитанники свои таланты …на кладбище.

Но это – работа, а личное творчество? А для себя – иконопись. К иконам у Виктора Журова проявился интерес на рубеже 80-90-х годов. Это был чисто художественный интерес, потому что он считает себя человеком нерелигиозным. Обратился к тогдашнему благочинному православных приходов Кизлярского округа отцу Геннадию, тот дал ему книгу князя Евгения Трубецкого о русской православной иконографии и благословил на писание икон. В. Журов внимательно изучил фолиант и начал пробовать. Брал выдержанную доску под оклад, шлифовал, грунтовал, покрывал специальной шпаклёвкой, потом поволокой – реденькой тканью или марлей, а далее уже писал икону. За неимением темперов, т.е. специальных красок для иконописи, пользовался обычными масляными. Сначала просто копировал и лишь после решился на самостоятельный сюжет.

В начале 90-х, совмещая преподавательскую деятельность с работой в краеведческом музее им. П. И. Багратиона, он увидел иконы с некоторыми странностями – неканонические лица и причёски, схематическое написание рук и т.д. И сделал вывод – это местный казачий тип лица! А это в свою очередь натолкнуло его на мысль, что в XIX веке в Кизляре могла существовать небольшая школа иконографии. Сделав такое открытие, Виктор Журов решил пойти тем же путём – использовать в качестве прообразов для икон своих коллег. Написал полтора десятка авторских икон. Выставлял свои работы в Институте педагогики им. Тахо-Годи, там обратили внимание на неканонический стиль икон, он ответил как есть – писал с натуры, и получил диплом выставки за сохранение традиций.

Сейчас Виктора Журова занимает одна религиозная, даже философско-религиозная идея: в православных иконах заключены понятия «вера» и «любовь», да и сами иконы светятся верой и любовью. А вот икон, в которых содержалось бы понятие «надежда», нет. Почему? Ведь существует такая понятийная триада, как Вера, Надежда, Любовь! Задавал вопрос даже священнослужителям, но полного ответа не услышал. Но ведь «надежда – важнейшее понятие, потому что мы надеемся на то, что любить будем вечно, что верить в идеалы человечества будем вечно, что счастливы будем вечно! Мы без веры, любви и надежды – ничто! Всё развалится без одной из составляющих этой «троицы»! И идея «надежды» уже сложилась у него в понятие, осталось изложить её – написать икону.

Поинтересовались мы и судьбой его икон. «Храню их дома, — ответил В. Журов, — хотя хотелось бы выставить на широкое обозрение, не для тщеславия, а чтобы узнать реакцию. Но это требует больших затрат, которые ему пока не по карману.  

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=22154

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *