Интервью Главы г.Махачкалы, Председателя Совета муниципальных обарзований Республики Дагестан С.Д. Амирова газете «Настоящее время»
Как будут, на Ваш взгляд, проходить данные выборы в республиках Северного Кавказа? Возможно ли здесь обеспечить соблюдение законности избирательного процесса и объективность подсчета голосов?
Всё зависит от общественно-политической ситуации, которая будет складываться в каждом регионе. Вы знаете, что не будет допущено формирование региональных политических партий в субъектах Российской Федерации, об этом в своей статье писал недавно В.В. Путин, и это правильно. Сейчас в регионах Северного Кавказа достаточно прочные позиции имеет партия «Единая Россия». Главное, чтобы кандидат от этой партии пользовался поддержкой населения.
После принятия Государственной Думой закона о выборах глав субъектов Российской Федерации прямым голосованием населения, следующие выборы руководителей регионов будут проходить по новой схеме после истечения сроков их полномочий или отстранения от должности в результате утраты доверия Президента РФ.
Естественно, огромное значение в деле организации нормального избирательного процесса будут иметь выборы Президента Российской Федерации, которые пройдут 4 марта. На этих выборах будет накоплен положительный опыт, как избежать ошибок и недостатков прошлого. В указанном смысле законность избирательного процесса будет обеспечена.
К этому добавлю, что Президентом РФ будет представлен в Госдуму законопроект, расширяющий права политических партий в формировании избирательных комиссий.
Поднимая вопрос о выборах глав субъектов в регионах Северного Кавказа, Вы явно не задаёте вопрос, а подразумеваете, что клановые структуры, сросшиеся с властью, якобы не дадут возможность для обеспечения законности. Такие опасения в современных условиях беспочвенны. Однако многое зависит от поддержки кандидата влиятельными финансовыми, административными и общественно-политическими группами.
Возможно обеспечение прозрачности выборов в республике СК без особого участия представителей федеральных структур (ЦИКа, СМИ, общественных организаций, международных наблюдателей)?
Скажу прямо. В некоторых республиках Северного Кавказа они будут проходить достаточно сложно. Возможно в условиях жесткого противостояния и конкуренции, вовлечения в этот процесс националистически настроенных структур. В прошлом таких примеров было немало. Помните Карачаево-Черкесию в конце 90-х, когда при выборе Главы республики проигравшая сторона не признала итогов выборов и прибегла к массовым акциям.
Сегодня такое маловероятно. Причиной этому – обеспечение легитимности избирательного процесса.
Контроль ЦИКа, СМИ и общественных организаций является общепринятой нормой, но международные наблюдатели не будут играть существенной роли.
Как будут проходить выборы первого лица в Дагестане, где, в отличие от остальных республик, не было опыта прямых выборов Главы республики?
Дагестан – самый сложный регион, и выборы здесь не будут простыми. У нас есть опыт избрания Глав муниципалитетов, хотя, скажу прямо, власти в республике, начиная с 2000 года, всегда были против их избрания населением муниципального образования. Но всё-таки опыт есть. Есть и опыт прошлого по избранию депутатов парламента и России, и Дагестана по одномандатным округам.
У нас до истечения срока полномочий действующего руководителя – более трех лет. Многое к тому времени будет зависеть от успешной реализации экономической политики в интересах населения и стабилизации общественно-политической ситуации. Мы должны это помнить и работать в этом направлении.
Выборный процесс предполагает активную и жесткую пропаганду и агитацию. Не приведет ли это к обострению противоречий на национальной и религиозной почве, реанимации старых конфликтов, споров и обид?
Естественно найдутся политики, которые попытаются использовать указанные Вами аргументы. Те политики, которые попытаются использовать национальный и религиозный факторы в своей предвыборной борьбе, заранее обречены на провал в многонациональном Дагестане. Своих Жириновских мы не ожидаем.
Не приведут ли выборы в Дагестане к созданию формальных и неформальных предвыборных блоков и союзов одних народов и религиозных групп против других блоков, поддерживающих своего кандидата в Президенты Дагестана?
Формально – нет. По национальному или религиозному принципу партии и блоки не создаются, а если будут функционировать, то это незаконно. Такие структуры поддержки кандидатов, объединяющие людей по профессиональным, общественным, политическим, культурным, спортивным и другим принципам, возможны. Возможны также координационные советы общественных объединений в поддержку того или иного кандидата.
В Дагестане дважды на референдумах высказывались против введения в республике должности Президента. Не приведет ли введение прямых выборов главы республики к открытому игнорированию воли народа, как это уже произошло с назначением президентом Дагестана Муху Алиева?
Дважды отказались, в третий раз поддержали введение должности Президента или Главы республики.
В заключение хочу сказать, что избрание высшего должностного лица региона или муниципалитета непосредственно населением имеет неоспоримые преимущества перед другими формами наделения полномочиями этих должностных лиц. Об этом я писал в 2001 году в книге «События и политика». Процитирую выдержку из раздела 1.6 «Административная или демократическая политика»:
«Отстранение народа от демократических процессов невозможно ничем оправдать или объяснить – ни высшими интересами самого народа, ни соображениями, продиктованными этнической, религиозной, криминальной или военной ситуацией».
Источник: http://www.mkala.ru/news/administration/2012/01/27/news_1237.html