Гунибцы, как и все народы Кавказа, издавна славятся своим гостеприимством. Гостеприимство – священная обязанность каждого. Гость (гьобол) у гунибцев, как и у всех горцев Дагестана, считается не только лицом близким, но и священным и неприкосновенным. Не принять гостя, не угостить его самым лучшим образом, а тем более нанести ему обиду, считается самым позорным и унизительным.
Обычай гостеприимства характеризует обязанность представления приюта, ночлега и защиты гостя. Этикет требует, чтобы хозяин дома не спрашивал гостя о цели его приезда до тех пор, пока он сам не скажет. Гостя окружают самым большим вниманием и заботой. Ему представляется лучшая комната, постель, для него готовят лучшую еду.
Гостеприимство распространяется не только на знакомых и друзей членов семьи, но и на совершенно незнакомого человека, ищущего приют. Любой приезжий может рассчитывать на заботу и внимание, если у него не имеется в селении, куда он приехал по делам кунаков или знакомых. Увидев приезжего, гунибцы выведывают у него, есть ли у него кунак, не устал ли он и т.д,. выведав, что у приезжего нет кунака, его наперебой приглашают в гости. В таких случаях с общего согласия гостя определяют в лучший (в смысле материального обеспечения) дом, где он мог иметь лучшую постель, еду и пр.
Гость с того момента, как его встретил хозяин, считается находящимся под его защитой. В обязанности хозяина входит во что бы то ни стало защищать своего гостя и всячески помогать ему в его делах, из которого не делается исключения даже для преступников и кровников. У гостя в свою очередь есть некоторые обязанности, соблюдение которых считается обязательным по горскому этикету: он должен с уважением относиться к обычаям и законам, установленным в семье, соблюдать скромность, умеренность в разговоре и т.д. Наряду с гостеприимством у гунибцев существует и обычай куначества. Каждая семья имеет в соседних селах, районах своего кунака. На кунака смотрят как на близкого родственника, они помогают друг другу во всех важных в жизни семьи событиях – строительстве дома, свадьбе, похоронах и т.д.
Дружеские отношения между кунаками передаются из поколения к поколению. Близкие отношения между кунаками проявляются и в том факте, что кунак ( в отличие от гостя) может зайти в дом своего кунака в любое время, в том числе и в отсутствии хозяина дома.
Если обычай гостеприимства запрещает хозяину задавать вопросы о цели приезда гостя, то по отношению кунака хозяин проявляет повышенный интерес к его делам с целью принять в них участие. При отъезде с подарками для семьи хозяин провожает его до конца села.
Источник: http://dagestantimes.com/?com=elements&page=element&id=3954