Стремление к прекрасному свойственно людям от природы. Испокон веков человек старается украсить свое жилье, сначала рисункам на каменистых поверхностях жилых пещер, позже создавали уют другими методами: развешивали ковры, картины, и даже посуда вдоль стен занимала почетное место в гостиных ценителей интерьера.
В наше время на смену настоящим произведениям пришло множество дешевых штампованных подделок, однако, интерес к творениям ручной работы вечен. Остались еще энтузиасты, готовые проводить свое время над кропотливой прорисовкой узоров и рисунков, достаточно и тех, кто готов оценить такие труды.
Вот уже 20 лет в Дагестане существует мастерская, в которой ведется необычная для нашей республики работа. Росписью по фарфору горцы никогда не занимались, хотя существует множество исконно дагестанских способов украшения предметов домашнего обихода. Но талант и изобретательность дагестанцев способны осваивать даже самые непривычные направления. Так, в 1991 году Джамал Османов и Михаил Трунилов путем проб и ошибок пришли к собственному способу художественной обработки фарфоровой посуды. Опыта работы с этим материалом ранее они не имели, да и техникой росписи вовсе не владели. Наверно благодаря этому им удалось найти новое решение в деле, которое имело свои устоявшиеся традиции.
Мастерская начинала свою работу в составе более 15 человек. Сейчас осталось всего лишь шесть энтузиастов. Мы решили поинтересоваться: как обстоят дела у тех, кто воплощает свои художественные фантазии не на бумаге или холсте, а на гладком фарфоре.
Диана Гамзатова — одна из членов мастерской, которая пришла в этот коллектив через полгода после его основания, рассказала нам о своей работе.
К тому моменту, когда Диана узнала о возможности заниматься росписью, она уже окончила художественное училище им. Джемала в Махачкале и Московский текстильный институт, но никакого представления о технике рисунка на посуде не имела. Новизна и необычность этого дела затянули ее с головой.
Художница говорит, что особенность технологии, придуманной Джамалом Османовым, в том, что вместо привычного способа разбавления глазури (краски) скипидаром он решил применить воду. Такой ход позволил расширить горизонты росписи по фарфору. Появилась возможность работать не только кисточкой, но и еще и аэрографом, делать легкие акварельные растеки. Традиционными способами сложно прорисовывать на посуде мелкие детали, благодаря находке дагестанца рисунок стал более изящным и легким.
Основатель новой технологии Джамал Османов уже давно отошел от дел и уехал из Дагестана, но последователи его продолжают заниматься росписью фарфора по его рецепту. Раньше они собирались вместе каждый вечер, теперь у всех свои проблемы и заботы. Практически все где-то работают, а фарфоровая живопись переходит в область хобби. Но когда приходит вдохновение, художники корпят до самого утра, стараясь не упустить мыслей и чувств, успеть переложить их на белое блюдо, которое после их прикосновения из обычного предмета быта превращается в произведение искусства.
— Всему процессу обработки фарфоровой посуды мы учились в ходе работы, все тонкости и особенности этого искусства мы осваивали, экспериментируя и наблюдая. Не все получалось сразу, было много брака. Нанесение красок требует большой сосредоточенности и внимания, ведь малейшее неловкое движение, порой даже дыхание, может изменить задуманное. Сложность в том, что рисунок на фарфоре до обжига и после значительно меняется, краски выгорают, приобретая другие оттенки. Поэтому приходится ориентироваться не на то, что нарисовано первоначально, а уметь предвидеть, каким изделие будет в готовом виде, — говорит Диана Гамзатова.
Сейчас Д. Гамзатова работает заведующей экспозиционного отдела в готовящемся к открытию ГУ «Музее-заповеднике – этнографическом комплексе «Дагестанский аул», но для любимого занятия всегда находит время. Каждое ее фарфоровое блюдо неповторимо, оригинально и по-своему интересно.
Работы художников этой мастерской пользуются спросом. Часто заказывают изобразить на посуде, будь то тарелки, вазы или другие изделия, что-нибудь этническое, к примеру, родное село, национальные обряды, костюмы. Часто люди просят отреставрировать старые изделия. Но художники больше любят реализовывать собственные творческие замыслы.
Махачкалинская мастерская по росписи фарфора является единственной в стране, использующая технику Джамала Османова. Но, к сожалению, сейчас мастерская функционирует на энтузиазме оставшихся в ней художников. Это искусство не приносит моментальной выгоды, а вложений требует немалых.
Чтобы привлечь внимание к дагестанским мастерам росписи, необходима возможность выхода на выставочные площадки как в республике, так и за ее пределами. До сегодняшнего дня состоялись всего две крупные выставки дагестанских мастеров по росписи фарфора: в Дагестанском объединенном музее и в Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой. Но для дальнейшего развития этого направления необходимы инвестиции, так как это искусство востребовано и вызывает интерес по всему миру.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=21516