Электронная политика

Дагестанские министры теперь в сети
Со времени разработки теорий социальных сетей до первой действенной и популярной социальной сети прошло чуть более полувека. Когда математики в 50-е годы прошлого века теоретизировали на тему социальных сетей и выводили свои формулы, никто не предполагал, что спустя несколько десятилетий появится чудо под названием Интернет. Практически все подобные проекты родились в США и Великобритании. Но время шло, и наш Дагестан влился в виртуальное сообщество. И дагестанский Инет стал абсолютным слепком нашего общества. Здесь есть всё – от средневекового маразма до высокоинтеллектуальных дискуссий.

Сети расставлены
Социальная революция в сетях, когда Интернет адаптирован к нуждам простого пользователя, продвигалась эволюционным путем – электронные почты, гостевые на сайтах. Затем чаты – дагестанцы помнят и знают ICQ, пользовавшийся бешеной популярностью еще несколько лет назад. Затем форумы – здесь происходили рубки не на шутку. Популярными темами у дагестанских юзеров были религия, политика и разборки между журналистами. Далее миру были открыты интернет-дневники – блоги, которые прорвались и в Россию, а далее и в Дагестан, сразу обозначив несколько направлений – от фото-слайдов до околополитических сплетен, мыслительного бреда и перемывания косточек коллег по цеху. И вот дагестанцы уже пару лет проявляют большую активность в социальных сетях, которые по своим возможностям и накалу, кажется, вытесняют все остальные формы социализации сетей.
В дагестанской части социалки много как полезного, так и откровенного мусора. На первых порах избавиться от социальных завалов бывает сложно. По простой причине: ты добавляешь в друзья всех подряд и очарован возможностью сблизить страны, культуры и совершенно незнакомых людей в единый клубок интересов и общения. Но когда твоя лента перегружается френд-ссылками и постами – от религиозных до откровенно вальяжных – понимаешь, что задача единения удалась только виртуально. Что разлом и пропасть между либералами и провластными, религиозными и светскими просто зашкаливает, что все это выбрасывает на твое сознание потоки таких ожесточенных споров и взаимных упреков, что на душе после всего этого становится как-то уныло и мрачно. Куча информации в виде роликов, фотографий, постов, комментов, лайков – «мне нравится» – к концу сеанса утомляет и окончательно забивает сознание интернет-мусором. Если не попытаться выстроить схему, стратегию, выработать задачи вхождений в социальную сеть, тебе грозит потеря времени и приобретение болезни 21 века.
Сейчас продолжается мобилизация и частичное переселение в Facebook дагестанского юзерства из других сетей. Twitter, ввиду его краткости, не оставляет шанса для дагестанских любителей расхожих постов. «Одноклассники» все больше объединяют не столько школьных друзей, сколько родственников, которые в основном восхищаются фотоэтюдами друг друга. «Контакт» и «Мой мир» все же уступают тому же Facebook по дизайну, уровню и широте возможностей. Набирает обороты, пока больше за рубежом, чем в республике, и дагестанская социальная сеть Дуду – http://dudu.com, основанная в прошлом году.
Социум в сетях
Сейчас сложно представить себе «арабскую весну» и митинги в Москве в декабре 2011 года без социальных сетей. Сами участники признают это. А в организации митингов на Болотной площади и пр. Сахарова в столице России активно участвовала социальная сеть Facebook. В социальной сети был организован сбор подписей под фамилиями тех, кто, по мнению российских пользователей, достоин выступить перед митингующими в Москве. В сетях распространялись антиправительственная информация, факты коррупции и противозаконных действий крупных чиновников и кремлевской власти.
Парадоксально, но факт: социальная сеть становится действенным оружием арабского «пролетариата», а не, к примеру, американского или европейского. В самих США сеть основывалась Марком Цукербергом как развлекательный портал для выкладывания фотоальбомов для дружелюбных студентов Гарварда.
СПРАВКА. Facebook (Фейсбук) можно назвать королем социально-электронной политики. За ним следом идет социальная сеть микросообщений Twitter, популярный также у известных людей и звезд шоу-бизнеса в России и зарубежом. Фейсбук за год приобрел свыше 200 млн. пользователей. Если бы Фейсбук был страной, он стал бы третьей в мире после Китая и Индии. Около. 60 млн статусов на Фейсбук обновляется ежедневно.
Тем не менее, Восток активно осваивает Интернет и социальные сети, хотя и сталкивается с различными препонами, фильтрами и заявлениями улемов о харамности Facebook, с одной стороны, и митингов для мусульман – с другой. Активный общественный деятель Абас Кебедов, один из участников диалога, также признает социальные сети за действенный информационный ресурс, отвечая на свой же вопрос: «Что у нас есть? Социальные сети…», во время заседания оргкомитета митинга, который намечен на 27 января. Хотя Абас столкнулся с непониманием в стане салафитских товарищей, считающих, что власть дагестанская есть Тагъут, то есть воплощение антихриста на земле, присвоившая себе право управлять. Кроме того, радикалы считают, что нет фетвы на митинги, что они запрещены мусульманам. Но при этом почему-то активно пользуются другими изобретениями Запада и демократии…
Революции в Тунисе и Египте называют твиттерными революциями. Кстати, основной движущей силой революции в Египте были молодые программисты, компьютерщики, активные пользователи Интернета. Известно, что митинги 1 июня и 25 ноября 2011 года в Махачкале также активно организовывались не без помощи социальных сетей. Как и московские митинги, махачкалинские организовывались при помощи суперсовременных гаджетов I Pad и I Phon. Была также организована прямая видеотрансляция в социальных сетях. В СМИ (в частности, сюжеты НТВ и ТВЦ, которые, правда, так и не вышли в эфир) родился термин I-декабристы, где I (ай) – это причастность к высоким технологиям и социальным сетям.
СПРАВКА. В месяц появляется более 200 млн. блогов. Более 50% мирового трафика идет на социальные сети. Мы не ищем товары, новости, мероприятия – они ищут нас в социальных сетях. До 80 % компаний мира используют социальную сеть. В You Tube, который позволяет выкладывать короткие видеоролики, также активно формируется электронная политика. Здесь, в частности в поствыборный период, было зарегистрировано более 2000 роликов о фальсификации выборов, появились ролики и на тему «Революция через социальную сеть».
Конструкторы web-счастья
Человек социальных сетей становится творцом своего web-счастья, своего круга, своих групп, тем и мероприятий, которые базируются на его стене или в созданной группе. Все зависит от таланта, энергии и времени, а также целей, задач и методов юзера, который может быть как удачником, так и лузером. В этом и тренд настоящего времени, и сила социальных сетей, которые способны за минуты без особых сложностей, помех распространять необходимую информацию в группах без привязки к месту и времени. Дома, в офисе, транспорте или на улице. Мобилизовать людей и вооружить их определенным информационным оружием. Важным, пустяковым, позитивным или негативным…
Лично наблюдаю активность Владимира Рыжкова – сопредседателя незарегистрированной Партии народной свободы – ПАРНАСа. Также в моих друзьях в «живом журнале» (ЖЖ), livejournal.com, Джемаль Гейдар, Борис Немцов и Генрих Боровик, которые оставляют довольно жесткие комментарии и видео оппозиционного характера.
Эксперт Денис Соколов в статье «От Facebook-революции до бунта» («Ведомости») называет митинговую активность революцией «рассерженных горожан»: «Горожане здесь – это далеко не все жители Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и, может быть, еще нескольких мегаполисов. Это, например, пользователи социальной сети Facebook (их как раз около 5 млн.), белые воротнички, городская интеллигенция – то есть все те, кто кроме «хлеба и зрелищ» вдруг захотел еще и уважения».
Дагестан официальный… и сетевой
Феномен социальных сетей – его мощь, социальная функция, политические рычаги и последствия – говорит о том, что электроника давно перешла из разряда просто коммуникационных средств в политику и даже в религию. Мы уже можем говорить о новой социальной религии. Когда человек значительную часть своего времени может проводить в социальных сетях. Тем более что совсем недавно идеология копимизм-сообщества, выступающего за свободный файлообмен, в котором обмен знаниями считается священным, шведским законодательством официально признана религией.
Примечательно, что накануне нового 2012 года президент Дагестана Магомедсалам Магомедов подписал указ «О некоторых мерах по совершенствованию взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан с гражданами через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Крупным чиновникам республиканской власти вменено в обязанность завести свои странички в fасеbоок.соm, twitter.соm, livejournal.соm и godudu.соm. В принципе, к этому все и шло. Еще 23 ноября на встрече с Хлопониным глава Дагестана сказал: «Пока проблемы остаются в информационном поле. Мы считаем его нашим слабым участком, стараемся его подтянуть, немножко проигрываем, может быть, или до сих пор проигрывали, работу в сетях Интернет. Этим надо серьезно заниматься. Мы создаем специальные структуры, перед которыми стоят только эти задачи. И я думаю, что мы и там сможем переломить ситуацию».
Теперь есть надежда, что министры будут ближе к народным массам, как минимум к интернет-массам. То, что министры будут сидеть в Facebook, – прекрасно. Удобно это и журналистам, которые могут напрямую договариваться об интервью и просить прокомментировать ситуацию или какой-нибудь факт, минуя угрюмых секретарш и оборонительные пресс-службы. Это в идеале. На сегодняшний день, насколько я могу судить, самым открытым министром в сети является министр спорта. Арсанали Муртазалиев имеет странички в «Моем мире» и Facebook. А самое закрытое министерство – это Министерство труда и социального развития. На их ужасно неудобном сайте я не нашел даже контаков министерства, а свое письмо пару недель назад мне пришлось отправить не с предложенной формы, а со своей почты. Поскольку в форму Минтруда нужно было вписывать какие-то технические параметры, это утомило меня, мои попытки провалились. Ответа жду до сих пор …
Конечно, тут есть одна загвоздка, которая упирается не в наличие компьютеров и Интернета в кабинетах министров, а в культуру социализации, которую они проводят в своих епархиях. Насколько они готовы приблизиться к народу, быть на расстоянии «вытянутой руки»? Мы оставим за скобками интернетизацию населения республики. Это дело практики и желания каждого конкретного человека. Критики этого указа говорят о том, что министрам будет не до того. Думаю, как раз министры как руководители и должны сами отслеживать информацию в сети. Если есть электронное правительство, если все услуги оцифровываются, в том числе и того ведомства, которым управляет новоявленный социал-юзер, то какие проблемы?! Ему прямая дорога в сеть! И не выходить оттуда! Наблюдать и интерактивно отвечать конкретным пользователям министерского сервиса.

Источник: http://www.respublic.net/one_stat.php?stat_id=5307

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *