Ожерелье дагестанской прозы

Если в компании речь заходит о нем, то реакция людей бывает вполне предсказуемой. Это либо переход на громкий шепот, в котором и продолжается доверительное повествование на тему «А ведь если бы ему тогда не мешали, а ведь если бы его не трогали. Но САМ ему завидовал… эээх…» Либо же лица людей расплываются в улыбке. И обе реакции вполне понятны и объяснимы, потому что произведения Ахмедхана Абу-Бакара не могут никого оставить равнодушными.

Юбилейная сессия «Ахмедхан Абу-Бакар: Писатель. Драматург. Сценарист», приуроченная к 80-летию прозаика прошла в минувшую пятницу в Институте языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы. У Ахмедхана Абу-Бакара множество разных званий и регалий. Будучи народным писателем Дагестана, лауреатом республиканской премии им. С. Стальского 1966 года (за книгу «Даргинские девушки»), он был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы народов, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ДАССР. Избирался депутатом Верховного Совета ДАССР, был членом его Президиума, членом правления Союза писателей СССР и РСФСР. Совсем неплохо для автора, который не всегда и не во всем был согласен с общепринятым положением вещей в своей среде.

Для многих Ахмедхан Абу-Бакар сохранился в памяти без всех этих регалий и наград. Такой близкий и понятный писатель-златокузнец, автор повести «Ожерелье для моей Серминаз», той самой, которую так талантливо отсняли на грузинской киностудии. Конечно же, фильм не имел сумасшедшего успеха в прокате, и сегодня за пределами Дагестана о нем мало кто помнит. «Это тонкая, изящная и лукавая картина о любви как таковой – без социально-идеологической нагрузки и даже без житейских осложнений в судьбах героев.

Для кого-то этот фильм Тенгиза Абуладзе покажется немудреной, сделанной ради развлечения, а прежде всего – для краткого отдохновения от власти придирчивой цензуры, которая так и норовит даже в экранизации исторического или фольклорного материала углядеть ростки крамолы» – напишет о ней позже кинокритик Сергей Кудрявцев. Первым фильмом, снятым по сценарию Абу-Бакара, стала кинокартина «Тучи покидают небо», а завершила его фильмографию «Тайна рукописного Корана». Кстати, этот фильм, ставший лауреатом не одного международного конкурса, также не был оценен в республике, хотя четырежды был представлен на Госпремию Дагестана. А сам Ахмедхан Абу-Бакар так и не увидел фильма на большом экране, он умер незадолго до его выхода.

Его произведения частенько ставились на сценах как дагестанских театров, так и за пределами республики. Так, в 1983 году привлекло внимание Эстонского государственного театра оперы и балета, на сцене которого была осуществлена постановка оперы Ширвани Чалаева «Странствие Бахадура». Переведенный на японский, французский, английский, немецкий, испанский, польский языки, он так и остался не очень популярным на своей малой родине.

В этом году его юбилей прошел как-то скромно и незаметно. Ни тебе громких торжеств, ни открытия мемориалов. Небольшие литературные посиделки да статья в некоторых СМИ, почти мимоходом говорящая об этом событии: «В Республиканской юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина состоялся литературный вечер «Ахмедхан Абу-Бакар – первый народный писатель Дагестана», приуроченный к 80-летию писателя. О жизни и творчестве Абу-Бакара на вечере рассказали заслуженный деятель искусств России пианист Хан Баширов, поэтесса, заведующая краеведческим отделом библиотеки Сабигат Магомедова, поэт, прозаик и драматург Касумбек Миграбов, народный поэт Дагестана Аминат Абдулманапова». Вот так до аскетизма скромно и тихо. И опять шепоток в народе, и снова собеседники делают таинственные лица.

«Все начинается с дороги» – писал он когда-то. Его дорога оказалась очень непростой и интересной. Он оставил память о себе в виде ожерелья на шее дагестанской прозы. И теперь, возможно, где-нибудь в далекой Франции, в старом букинистическом магазине, молодой человек найдет книжку, где легко и весело говорится о любви в ауле Кубачи.

 

Адалло Алиев для «НВ»

«Я не могу судить о том, что и как писал Ахмедхан, я все же поэт, а он был прозаиком. Да и вообще, мне сложно дать оценку советским писателям. Что же касается того, что его юбилей прошел почти незаметно, то тут, как мне кажется, все дело в том, что в последнее время подобные мероприятия проводятся слишком часто, и в числе приглашенных, как правило, бывают одни и те же люди, которые читают одни и те же доклады. Вот и выходит, что дело не в том, что о человеке забыли, а в том, что все это так однообразно и фальшиво, что люди просто устали посещать все эти вечера памяти. Мне бы очень хотелось, чтобы перестали выпячивать отдельные персоны писателей, а серьезно поговорили о том, что происходит с нашей литературой сегодня, на каком она уровне и что нам делать дальше…» 

Источник: http://gazeta-nv.info/content/view/7293/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *