Тот, кто когда-либо обращался за кредитом в банк, знает: берешь чужие – отдаешь свои. Вон Греция какие деньги проела, а теперь бастует, экономить не желает. А Италия? А Америка? Мир определенно завяз в долговом кризисе. Все кому-то должны, и, может быть, по сути это и нормально, если бы кто знал меру и заимствования бы были строго привязаны к реальному сектору экономики. Так ведь нет, кредиты дают в принципе на что угодно. Хоть на спекуляцию на бирже. Отчего позже она и рушится. Это все у них, за кордоном. У нас же проблема в другом.
Получить кредит в Дагестане ох как трудно. Создается впечатление, что банкиры любят деньги настолько, что попросту расстаться с ними не могут. Шучу, расстаются, но заемщику, чтобы получить энную сумму, изрядно нужно потрудиться. Речь вообще-то о невеликих деньгах. Миллионов десять в этой истории уже громадная сумма. А что касается меньших сумм, будь то кредит оборотных средств для гастронома или какого салона, то тут ступор наступает конкретный. Ну нет у нас финансовой культуры, и все тут.
Предприниматель и банкир — вовсе не друзья, а просто враги заклятые. Не любят они друг друга, а ведь и друг без друга живут отвратительно. Вон, к примеру, владелец магазина, решив обзавестись новыми полками или холодильниками, прежде пойдет к друзьям и родственникам, и уж потом покажется в банке. И что вы думаете, его в банке встретят радушно? Черта с два.
Почему? Налоги бизнесмены у нас платить не любят. Велики, говорят. Кто инспектору «в руку» дает. Кто просто — напросто всех посылает, так как родня прикрывает. А как же без должной бухгалтерии кредит получить? Трудно. Банки ведь тоже зарабатывать должны.
Казалось бы, совсем тяжела тема кредита и для сельских жителей. Уж очень село наше зависит от Гидрометцентра, а банкиры этого не любят и требуют выплат, невзирая на погоду и неурожай. Россельхозбанк нынче деньги раздает небывалые. 300-500 тысяч рублей — размер кредита, в среднем. Можно и побольше, но под серьезный залог. Но решает ли это все проблемы с финансированием села? Конечно же, нет. Деньги ведь нужны чаше тем, у кого их нет в принципе. Заложить нечего, поручиться за бедняка некому. Что делать тогда?
Каждый, кто был в отдаленных от столицы селах, – свидетель того, как там без дела слоняются люди. Десятки, сотни гастарбайтеров, из-за кризиса потеряв работу, возвращаются из России сегодня в свои родные села. Что мы им можем предложить — кредиты? Это не решает всех проблем. У нас сегодня очень много сельской молодежи, которая ищет хоть какую-то работу «под мостом в Махачкале». Разве это нормально?
Вот тут бы помог метод альтернативного инвестирования, предлагаемый директором Института профессиональной оценки, кандидатом технических наук Гаджимурадом Алиевым. Он призывает активизировать процессы кооперации на селе участием в их организации специальных структур республики и муниципальной власти. Предлагает поддержать организационно и материально имеющийся у сельских жителей потенциал (личные сбережения), оказывая содействие населению в приобретении в складчину малых, недорогих технологических линий.
— Становление вновь созданных «предприятий» должно быть поддержано и финансироваться пропорционально: из личных взносов участников, бюджетов муниципалитетов и средств республики,- говорит он. — Это может позволить без банковских заимствований, то есть без процедуры кредитования, а исключительно за счет прироста темпов оборотного капитала создавать на селе малые цеха по переработке овощей, фруктов, мяса, молока, шерсти, по созданию малых предприятий. С помощью опять же совместных усилий необходимо приобретать технику в лизинг, то есть развивать предприятия до крупных размеров, а затем акционировать их.
Подобная схема, основанная на инициативе населения, поддержанной муниципальной и республиканской властью, по мнению Г. Алиева, сможет сдвинуть экономическую пассивность населения депрессивных районов Дагестана. Метод, о котором говорит ее автор, получил одобрение и положительную рецензию в Финансовой академии России. Для Дагестана это просто выход, отмечали специалисты академии.
В условиях разрастающегося долгового кризиса в Европе альтернативные формы инвестирования приобретают особое звучание. Другой момент весомости доводов Алиева — не совсем удачная реализация ФЗ-131 Закона о самоуправлении. У муниципалитетов сегодня не так уж и много источников пополнения доходной части своих бюджетов. Налог на землю и налог на имущество — вот с чего пополняется местная казна. На селе мало что производится, потому и бюджет на местах беден. Организация производств — вот что нужно селу, утверждает Гаджимурад Алиев. И с этим трудно не согласиться.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=20756