Этот коварный асбест, или Все дело в крыше!

Шумиха вокруг захоронений ядерных отходов периодически случается в самых различных уголках планеты. Вот и совсем недавно в Германии зелеными был заблокирован целый железнодорожный состав, который перевозил эти самые изотопы. Активисты экологических организаций негодуют: не дадим пяди немецкой земли для радиоактивной заразы. Хорошо! Но где-то их (пока работают атомные станции) все же надо хранить. Где? В российской тайге? В Африке? На Кавказе?

Обычно все процедуры транспортировки, захоронения отходов проходят в режиме строжайшей секретности. Неслучайно. Кто же захочет иметь такое соседство? Ведь близость к источникам радиоактивности приводит к раковым заболеваниям. Потому, если где-то растет число онкобольных, тотчас возникает вопрос — почему? Не зарыто ли где поблизости отработанное ядерное топливо? Вот так и в случае с селом Кули, в котором (если верить данным Умият Омариевой, студентки 3 курса ДГМА) 90 процентов населения умирает от рака. Правда, в ее статье «Под крышей дома своего», опубликованной 2 сентября 2011 года в газете «Республика», эта возможность воздействия радиоактивности исключается. Причину онкоэпидемии автор статьи видит в другом. В чем бы вы думали? В шиферных асбестовых крышах.

На первый взгляд, выводы Омариевой могут показаться опрометчивыми. Однако в статье аргументированно изложены доводы для столь серьезных предположений. Вот, к примеру, некоторые из них.

«Попадание волокон асбеста в легкие вызывает фиброз легких. Это было замечено в США еще в 1918 году. Министерство труда США опубликовало отчет о смертности рабочих при работе с асбестом, после чего страховые компании начали отказывать в страховании жизни рабочим предприятий, добывающих асбест».

Производство и использование асбеста росло с ростом экономики, но к 70-м годам XX века свидетельств об опасности асбеста накопилось столько, что в США был установлен жесткий предел по содержанию асбеста в воздухе — не более 5000 волокон в 1 м3, а в настоящее время этот предел доведен до 200 волокон на 1 м3 воздуха. В середине 80-х годов XX века в США на наличие асбестовых составляющих были тщательно проверены все школы.

Причина столь серьезных и дорогостоящих мероприятий в том, что благодаря эпидемиологическим исследованиям было с очевидностью доказано следующее: вдыхание асбестовых волокон может вызвать ряд опасных заболеваний, в т.ч. рак легких. При этом латентный, скрытный период может длиться десятки лет. Канцерогенные свойства связаны не с составом асбеста, а с формой его мелких волокон и их химической инертностью. Полученные данные показали, что число заболеваний раком пропорционально концентрации волокон в воздухе и времени, которое прошло с момента первого воздействия.

24 декабря 1996 г. правительство Франции приняло декрет, запрещающий в целях защиты здоровья населения импорт, производство, продажу и использование асбестосодержащих изделий. Также Австрия, Дания, Италия, Финляндия, Германия, Испания, Нидерланды запретили практическое использование асбеста. С 1 января 2005 г. в странах ЕС фактически запрещается использование асбеста. ВОЗ своими решениями признала асбест и его производные опасными для здоровья во всех своих формах, наряду с низкоплотными асбестосодержащими материалами.

Не буду пересказывать всю статью студентки ДГМА, но ряд аргументов автора статьи, безусловно, заслуживает внимания. Прежде всего это то, что в Дагестане в советскую эпоху крыши домов, как правило, накрывали шифером из этого самого асбеста, а в селе Кули, из-за отсутствия питьевой воды люди монтировали специальные емкости для сбора дождевой воды. Это бочки-накопители, подставленные для сбора дождевой воды из водосточных желобов,- пишет Омариева. — В них с водой, пылью и грязью присутствуют в сильно завышенных дозах асбестовые волокна. Иными словами, население вынуждено в быту использовать водно-асбестовую смесь — для мытья посуды, стирки, купания и т.д. До 90% технической воды поступает «с крыши».

В общем, если дышать асбестовой пылью, использовать зараженную воду, онкология может развиться на протяжении нескольких десятилетий, причём видимые симптомы заболевания могут быть определены только на поздних стадиях заболеваний. А шифером у нас в республике покрыто очень много домов, воду дождевую широко используют. Что делать, как исправить ситуацию? — задается автор вопросом, и предлагает ряд мер, среди которых безотлагательная покраска полов и крыш масляной краской и ряд других.

Скептицизм по поводу заявлений Омариевой проходит после ознакомления с приводимыми ею фактами. К примеру, оказывается, штаб-квартира Еврокомиссии в Брюсселе была закрыта после обнаружения асбестосодержащих компонентов в стенах зданий; при этом для реконструкции здания было потрачено 600 млн. евро, оставили лишь железобетонный каркас. С 2005 года применение асбеста в ЕС полностью запрещено. Так поступает Европа. Пора и нам что-то делать…

Редакция газеты «Дагестанская правда» поддерживает У.Омариеву, призывающую к широкой общественной дискуссии по данной проблеме. Мы приглашаем на круглый стол, о котором будет объявлено дополнительно, всех заинтересованных специалистов и руководителей государственных инстанций, ответственных за здоровье населения республики.  

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=20664

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *