Туда и обратно

Дагестан – удивительный край. Край контрастов и противоречий, где песчаные барханы соседствуют со снежными вершинами, а люди разговаривают на стольких языках, что порой речь человеческая выполняет противоположную себе функцию, разделяя, но… никак не объединяя людей.

Мы

В Дагестане, как и везде, живет народ разный. Наверное, если взять отдельного среднестатистического дагестанца, вряд ли он будет радикально отличаться от прочих представителей человечества. Ничто человеческое дагестанцам не чуждо. Но, тем не менее, есть некоторые особенности, что выделяют дагестанцев из общего числа. Например, житель Карачаево-Черкесии – это карачаевец или черкес. Житель Кабардино-Балкарии – кабардинец или балкарец. Мы же – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и все остальные народы, коих перечислять можно долго – все мы дагестанцы. Никто и не подумает себя назвать карачаево-черкесцем или кабардино-балкарцем. А мы – дагестанцы, несмотря на различия в языке и обычаях.

Еще, хотим мы того ли нет, все мы россияне. Как известно, у России две беды, а мы слишком долго живем в России, чтобы иметь свои собственные. Хотя в последнее время некоторые активно внушают, что Кавказ – есть единственная беда России. На самом же деле, повторюсь, у России их исторически две, а точнее одна – дураки. Если бы не было так много в стране дураков, вторая проблема, дороги, отпала бы сама по себе. Теперь же точна такая проблема есть и у нас на Кавказе. Так что, даже если кавказцы и есть проблема сегодняшней России, ничего удивительного в этом нет, потому как мы уже давно одна страна с одним менталитетом.

Добро или зло?

Но речь не совсем об этом. Всегда искренне полагал, что на свете есть хорошие люди и есть плохие. И что везде хорошие люди хороши и плохие плохи, что нет места ничему иному. Но со временем приходит опыт и понимание тех вещей, о которых раньше и не догадывался. Ведь все познается в сравнении. Когда выпадает шанс сравнивать, то уже по-иному смотришь на многие давно знакомые вещи. Смысл подобных выражений постигаешь только тогда, когда оказываешься в соответствующей сказанному ситуации. Например, смысл слова «менталитет», которое так часто мы употребляем, совершенно по-иному раскрывается тогда, когда сталкиваешься с другим менталитетом.

Они

Волею судеб оказался в Турции и пробыл там достаточно долго. Стамбул, конечно, еще не весь мир, но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что друзей и знакомых у меня нет только с Антарктиды, и то, возможно, только пока. Стамбул не просто город на пересечении Европы с Азией, но поистине город-космополит. Не знаю, есть ли еще в мире место, где так тесно сплетаются разные культуры, древность и современность. Город, где наряду с 2944 мечетями есть еще более сотни церквей и не меньше синагог. В Стамбуле живут представители практически всех религиозных течений, но все они сосуществуют мирно, создавая единую, неповторимую атмосферу, свою особую культуру.

Уже на подлете к городу открывается великолепный вид. Босфор и частокол минаретов, современные небоскребы, старинные храмы эпохи Византии, великолепные дворцы и мечети времен Османской империи. Пожалуй, этот город ни с чем не сравнить – его надо видеть.

Однако любой город – это не здания и постройки, это люди. Прямо с трапа начинаешь чувствовать особую атмосферу Стамбула. Вернее, разницу. После угрюмых лиц служащих махачкалинского аэропорта и озабоченных всеми проблемами мира работников нашей таможни улыбающиеся и приветливые турецкие лица вызывают некоторое, я бы даже сказал, подозрение. Долгое время не мог понять, что так терзает душу, ведь все вроде бы отлично. Просто привыкший к постоянному эмоциональному напряжению мозг отказывается принимать в качестве нормальной ситуацию, которая и является нормой.

Мало кто из жителей Махачкалы поймет мои ощущения от Стамбула, разве только те, кто даже за хлебом едет на машине. Можете себе представить: вы целый день в замшевых туфлях, но они все еще чистые. И второй день, и третий. На улице проливной дождь, а вы приходите к себе домой, снимаете обувь и все. Мыть ее не надо.

Приходя на пятничную молитву в мечеть Султан Ахмет в Стамбуле, опять диву даешься. Верующие совершенно не обращают внимания на сотни и тысячи туристов, окружающих мечеть. Никому нет дела до японцев и немцев – они идут на молитву. Мысли их обращены в себя и к Господу, а взоры – вперед. Ну и что, что кто-то тебе незнакомый не такой, как ты, может, даже и «неправильный», ведь чье-то несоответствие твоим личным представлениям не делает тебя самого лучше. Для этого надо менять себя, самому становиться лучше, а не пытаться подстроить под себя весь остальной мир. А мы порой, приходя в мечеть, вовсе забываем, что это дом Всевышнего, после посещения которого хотя бы чуточку, но должны стать лучше, чем были при входе.

Говоря о туристах, необходимо отдать должное иностранцам, которые проявляют понимание и уважение к вере и традициям местного народа. В первое время было немного удивительно наблюдать англичанок и японок с француженками в платках в древних мечетях.

Надо сказать, что одни из немногих, кто нарушает покой мечетей в исторической части Стамбула, – это российские туристы. Пожалуй, только им нет дела до обычаев, традиций и веры местного населения.

В старых мечетях Стамбула только часть доступна для посещения туристами, другая огорожена и используется только для молитвы. Если кто и пересекает эту огороженную территорию, невзирая на запрет, так это россияне. Сам был свидетелем того, как наша парочка фотографировалась в центре мечети Беязыд, как будто бы они были где-нибудь на улицах Нью-Йорка, а не в Храме. Так что фраза «понаехали» в Турции приобретает совершенно иной смысл. Но даже в таком случае блюстители порядка попросят не нарушать правила вежливо, без грубостей.

Толпы европейцев, американцев, арабов с африканцами мирно себе пасутся на берегах Босфора, не нарушая многовековых традиций бывшего Константинополя. Проникнувшись атмосферой города, практически любой человек начинает вести себя иначе, меняется сам, без чьего-либо принуждения. Сам недели две ходил с оберткой от конфеты в кармане. Когда вспоминал про нее, рядом не оказывалось урны для мусора, когда видел урну – забывал про фантик. Бросить его на землю, как непременно поступил бы дома, в голову не приходило.

Наши

Оказавшись в отделении полиции Стамбула для иностранцев, где проходят регистрацию все, кто прибыл в Турцию на длительный срок по рабочим или по студенческим визам, неожиданно для себя осознал, что как-то интуитивно из общей массы европейцев, американцев, японцев и прочих иностранцев выделяю представителей бывших советских республик. Опять-таки сказывается, наверное, менталитет, ведь он у нас во многом общий, как бы мы ни открещивались от этого.

Можете себе представить мое удивление, когда женщина, нагло продирающаяся сквозь толпу очереди к окошку, явно агрессивно отреагировала на мое замечание по-русски. Оказалось, гражданка то ли Узбекистана, то ли Киргизии. Женщина, готовая сломать турникет в метро только потому, что он ее не пропускает просто так, судя по говору, казашка. Кавказцы, русские, казахи, татары – список примеров можно бы продолжать, да нет необходимости. Наш человек (наш – в самом широком смысле этого слова), он везде выделяется, жаль только – не с лучшей стороны.

Самым поразительным открытием для меня было осознание того, что и во мне самом проявлялись характерные признаки нашего менталитета. В первое время, как у собаки Павлова, при виде человека в полицейской форме сразу обострялись зашитые рефлексы. Как-то на интуитивном уровне все время избегал их. Вроде, насколько помню сам, совесть чиста, но, тем не менее, вид человека в форме заставлял лихорадочно думать, в голове начинал прокручиваться весь возможный диалог: как буду «отмазываться», что не взял с собой паспорт, искать в памяти слова, чтоб точнее выразиться. Ан нет, блюститель закона внимания никакого не обратит, пока не совершишь противозаконный поступок.

И снова Мы

Не берусь судить и уж тем более утверждать, однако все чаще начинаю приходить к выводу, что мы все, кто родился и вырос в странах бывшего СССР, не просто имеем много общего, – у нас общий менталитет. Сопоставляя и анализируя, все больше утверждаюсь в мысли, что несмотря на все межнациональные различия, особенно обострившиеся в последнее время, хотим мы того или нет, мы одинаковые. Я не говорю о национальных традициях, ибо мы их давно и благополучно оставили в прошлом, не говорю о религиях, которые мы все в равной степени не соблюдаем, не говорю о понятиях из категории вечных вопросов, как добро и зло, – я об обыденной и повседневной жизни, в которой проявляется настоящая суть человека. Ведь на самом деле человек может рассуждать, сидя на кухне, о чем угодно, может выучить корпускулярно-волновую теорию света, но все это не стоит ничего, если в простых жизненных ситуациях он не способен проявить терпение и милосердие. Именно в этом проявляется характер, менталитет, который вырабатывается в обществе на протяжении десятков лет, который воспитывается в человеке окружающей его средой, обществом.

В нашем же случае, стечение обстоятельств это или нет, мы есть всего лишь отражение реальности, в которой живем. «Русский Марш» проходит у нас в стране уже не в первый раз: несколько тысяч молодых людей выходят на улицы в едином порыве, но задается ли кто-нибудь из них вопросом, куда они идут?

История не терпит сослагательного наклонения, да и не ставим мы перед собой задачу давать оценку событиям, происходившим до нас и на которые мы не можем никак повлиять, но мы обязаны знать свое прошлое и на основе анализа его менять настоящее, чтобы строить будущее. Ведь история – это взгляд в будущее сквозь прошлое. 

Источник: http://www.respublic.net/one_stat.php?stat_id=5074

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *