Автомобиль вытягивает из кризиса

Вчера в Махачкале состоялось очередное заседание Экономического совета при Президенте РД, в повестке дня которого было два вопроса: необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов и принятие мер по минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на экологию республики.

Учитывая, что хозяйственная деятельность, хоть и сорим мы все больше и больше, в Дагестане за последние годы скорее затухает, чем нарастает, а вопрос привлечения инвестиций как-то эту проблему может разрешить, Совет начал работу с доклада руководителя ОАО «Авиаагрегат» Сайпулы Пирилова, изложившего свое видение решения этой задачи.

Предоставив массу ценной информации, докладчик фактически кратко проследил всю историю деградации республиканской промышленности, наблюдаемую с 90-х годов. Отпуская картину состояния промышленности дореформенного Дагестана, когда наша республика была одной их самых динамично развивающихся территорий Северного Кавказа, он остановился на характеристике дня сегодняшнего.

Так, со слов С. Пирилова, несмотря на рост важнейших социально-экономических показателей последнего года, уровень падения промышленного производства в республике составил 70 процентов по соотношению к 90-м годам. В целом же на промышленный комплекс современного Дагестана приходится лишь 2 % от всей производимой в республике продукции, 4% среднегодовой численности занятости, 2% добавленной стоимости, произведенной в Дагестане 4% налоговых выплат и всего 3% от объема инвестиционных вложений.

Признаться, услышав столь ущербные цифры, не согласиться с выводом докладчика, что подобное чрезмерно скромно для такого мощного промышленного комплекса, что имеется у республики, трудно. Впрочем, на Совете эти факты никто и не оспаривал. Не только экономисты, мы все знаем, что в республике за годы перестройки практически утеряны многие крупные предприятия, в числе которых, к примеру, такие как Махачкалинский приборостроительный завод, «Дагэлектромаш», Палиграфмаш».

-Еще немного, и мы оставшееся потеряем, — отметил докладчик, заострив внимание членов Совета на трудностях промышленников. Тем не менее резюме докладчика было в том, что сегодня Дагестану, чтобы обеспечить себе стабильное и динамичное развитие, необходимы 2-3 прорывных крупных инвестиционных проекта, способных загрузить работой как можно больше промышленных предприятий. В числе проектов, способных это осуществить, С.Пирилов привел инвестиционный проект «Авиаагрегата» по производству на базе завода и ряда промышленных предприятий Дагестана китайских автомобилей.

Отметим, что проектов, заслуживающих внимания государства, в Дагестане немало. 25 из них приобрели статус приоритетных, но до реального финансирования дошло лишь несколько проектов. Трудности реализации инвестиционных проектов — в несговорчивости банков, высоких процентных ставках по предлагаемым ими кредитам. Чтобы как-то продвигать свои проекты, промышленным предприятиям нужна поддержка, и она, со слов руководителя «Авиаагрегата», в субсидировании процентной ставки по кредиту, а также предоставлении государственных гарантий.

«Что имеем, не храним, потерявши, плачем», слова известной поговорки стали лейтмотивом выступления члена Экономического совета Абаса Ахмедуева, призвавшего коллег поддержать инвестиционный проект завода «Авиаагрегат»
— Подобные дела могут всерьез оживить экономику, — сказал он. — Корея, кстати, подняла свою экономику тем, что восстановила прежде всего имевшийся у нее на тот исторический период промышленный комплекс. И уж потом туда пошли инвесторы. Они пошли в Корею, когда увидели, что корейцы сами в нее вложились — и трудом, и деньгами.

Поддержал слова ученого и генеральный директор ОАО «Концерн «КЭМЗ» Ибрагим Ахматов, возразив мнению учредителя газеты «Черновик» Гаджимурада Камалова о том, что производить хорошие машины в Дагестане просто не способны и рентабельным производство автомобилей у нас сделать трудно.

— Все большое начинается с малого,- парировал Ибрагим Ахматов. А вы хотели, чтобы мы сразу «Мерседесы» делали? Это невозможно. Нужен опыт, и его необходимо набирать.

Завершив обсуждение данного вопроса единогласным решением поддержать инвестиционный проект завода «Авиаагрегат», члены Экономического совета перешли ко второму вопросу. С докладом о состоянии окружающей среды в Дагестане и мерах по минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на экологию выступил Ибрагим Ахматов. В частности, им были затронуты вопросы утилизации гальванических отходов и люминесцентных ламп. По данному вопросу также состоялось обсуждение, по результатам которого был принят протокол с рекомендациями Совета, которые будут представлены на рассмотрение Президента РД.  

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=20290

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *