Россия сегодня, без сомнения, переживает революцию на своем информационном поле. Телевидение, пресса, конечно же, еще не архаизмы, но заметно год от года сдают позиции электронным СМИ. А тут ко всему масштабное освоение Интернета государственными структурами власти. Словом, все ныне подчинено устойчивому тренду перехода в электронное пространство. Уже и государственные и муниципальные услуги в электронном виде предоставляют. Правда, не все сразу. Процесс этот поэтапный. О нем и особенностях создания IT-инфраструктуры республики наша беседа с начальником отдела информационных технологий Управления Правительства РД по информатизации Мариной Омаровой.
— С 1 октября 2011 года, — сказала она,- целый перечень услуг федеральных органов власти переведены на базу межведомственного взаимодействия. На региональном уровне этот срок определен не позже 1 июля 2012 года. Это значит, что гражданин, получая ту или иную государственную услугу в органе федеральной власти, должен сегодня предоставлять для ее получения лишь оговоренный законом перечень документов. Никаких других федеральные органы власти требовать не должны.
Что касается услуг региональных органов власти, то они должны у себя внутри составить таблицы услуг, с которыми они должны работать. Из этого списка необходимо выделить те услуги, которые они будут предоставлять по межведомственному взаимодействию, по которому в конце концов и составят технологическую карту. Этот документ прописывает процедуру, то, как и какую информацию они будут получать от других органов власти.
Сделать это необходимо до лета следующего года, то есть к сроку, когда граждане, согласно закону, будут вправе получать услуги региональных органов власти, в том числе в электронном виде строго по оговоренным правилам. То есть предоставляя определенный перечень оговоренных регламентом документов. Остальные же данные о заявителе орган исполнительной власти должен будет получать по системе межведомственного взаимодействия.
— А как идет работа по налаживанию межведомственного взаимодействия у нас в республике?
— Процесс идет. Мы информируем органы власти о принимаемых нормативных актах. Предупреждаем органы власти о необходимости активизации этой работы. У нас в республике создана Координационная рабочая группа во главе с заместителем Председателя Правительства РД Ризваном Газимагомедовым, которая вплотную занимается вопросами наладки межведомственного взаимодействия. В этой группе представлены как республиканские и муниципальные, так и все территориальные органы федеральной власти. Работа идет. На комиссиях этой группы в скором времени будут утверждаться технологические карты межведомственного взаимодействия, которые сегодня на стадии разработки.
— Трудности есть?
— Есть. Работа ведь новая. Трудности прежде всего в том, чтобы определить перечень услуг, которые необходимо перевести в электронный вид в нашей республике. Минюст занимается разработкой этого вопроса. Пока идет работа над списком региональных услуг, вслед будут муниципальные… Работы много, но радует то, что она нужна для населения, для граждан. Ведь в результате это может значительно облегчить жизнь дагестанцев.
— А что вы можете сказать по поводу имеющихся случаев истребования у заявителей услуг дополнительных документов. Есть информация, что в регионах страны органы исполнительной власти, предоставляющие услуги, требуют всякого рода дополнительные справки и документы, якобы чтобы собрать собственные базы данных. Не считаете ли вы это коррупционными проявлениями, способными скомпрометировать хорошее дело?
— Органы государственной власти, требующие эти документы, должны понимать свою ответственность. Скорее всего, это делается, чтобы облегчить себе работу в будущем. Возможно, они таким образом готовятся к дате, когда им придется потрудиться, чтобы предоставить услуги на базе межведомственного взаимодействия в электронном виде, то есть необходимо будет предпринимать шаги для сбора необходимой информации.
— Проще говоря, они за счет граждан, чтоб облегчить себе работу, все же нагружают нас ненужными справками?
— Возможно, это они делают по недопониманию целостного процесса межведомственного взаимодействия. То, что такие факты имеют место в Дагестане, я утверждать не могу, но то, что об этом говорят на федеральном уровне, свидетельствует, что проблема существует. Конечно же, это неправильная политика.
— Что делается в республике, чтоб подобная практика не велась?
— Мы регулярно проводим семинары, на которых обучаем специалистов министерств и администраций муниципалитетов, разъясняем, что должен быть административный регламент, которому и надо следовать, предоставляя ту или иную услугу в электронном виде. Иначе могут быть нарушения. К примеру, есть определенная услуга, которую орган власти хочет оказывать в этом формате. Это значит, что ему для этого нужно заранее прописать те документы, которые они будут требовать от заявителя. Список этот не должен быть большим. Помимо этого перечня с заявителя ничего требовать не должны. Устраивают, к слову, родители ребенка в школу. По регламенту должно быть то-то и то-то, а в школе требуют справку о прописке. Этого делать нельзя…
— Оно-то и понятно, но кто утверждает эти регламенты?
— Министерство юстиции РД. Есть особенности по муниципалитетам, они сами разрабатывают их, и они проходят регистрацию в Минюсте. Необходимо сказать, что регламентов на множество услуг в республике еще нет. Окончательный срок, к которому они должны быть разработаны, – 27 июля года наступающего. Надо торопиться.
Очевидно, что предоставление государственных и муниципальных услуг способно значительно облегчить жизнь людей. Прежде всего человек будет посредством Интернета информирован о своих правах и о том, что ему необходимо для получения той или иной услуги. У заявителя также будет возможность отслеживать исполнение заявки, а так как оно документально подтверждено, требовать объяснений в случае отказа или задержки в оказании услуги.
— Так у нас в республике у многих официальных министерских сайтов просто-напросто не работает «обратная связь»… Что делать тогда?
— Для предоставления услуг в электронном виде в Дагестане работает единый региональный портал. На сайте представлены все ведомства и министерства республики. Жители Дагестана, к слову, посредством этого ресурса могут получить 26 услуг. Сегодня идет работа по модернизации этой электронной площадки, а также по наладке программного обеспечения системы межведомственного взаимодействия.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=20257