В конце минувшей недели в Дагестане был застрелен один из самых видных суфийских богословов — Сиражутдин Хурикский. Основная версия следствия связана со сторонниками радикального ислама, с которыми у Сиражутдина был непримиримый конфликт.
56-летнего Сиражутдина Исрафилова неизвестные застрелили вечером 27 октября прямо у входа в его дом в табасаранском селе Хурик. Они вызвали богослова к воротам для беседы. Хотя незнакомцев видели несколько жителей села, задержать пока никого не удалось.
Сиражутдин Хурикский был одним из самых влиятельных в Дагестане мусульманских богословов-устазов, которого его последователи считали шейхом: это означает, что цепь преемственности «ученик–учитель» связывает его с самим пророком Мухаммедом.
Всего в Дагестане несколько шейхов, самыми известными и влиятельными считаются Саид-эфенди Чиркейский и Абдулжалил-эфенди, который вследствие преклонного возраста Саида, вероятнее всего, станет его преемником. Авторитет Саида-эфенди настолько высок, что официальный муфтият Дагестана (духовное управление) находится под его влиянием. Последователи (мюриды) Саида-эфенди, среди которых есть и высокопоставленные чиновники, полагают, что в Дагестане при населении около 3 млн человек их единомышленников не менее 200 тыс. Другие шейхи не могут похвалиться такой мощной социальной базой, но они тоже остаются важными элементами дагестанского конфессионального ландшафта. К числу наиболее влиятельных шейхов относятся также кумыкские устазы Мухаммад-Мухтар из Кяхулая и Арслан-Али из Параула. Всего число шейхов, проповедующих в Дагестане, достигает примерно двух десятков.
Шейхи и их последователи олицетворяют то, что в Дагестане (а также в Чечне и Ингушетии) считается традиционным исламом, на который федеральный центр в последние годы делает важную ставку в битве с радикалами-фундаменталистами. Фундаменталисты-сунниты полагают, что шейхи и проповедуемые ими суфийские идеи — непозволительное отклонение от сути ислама, поэтому между ними имеет место непримиримая внутриконфессиональная вражда. В частности, в Южном Дагестане, где в основном и живут последователи шейха Сиражутдина, в последние годы не раз происходили столкновения между сторонниками традиционного ислама и фундаменталистами-салафитами. Сам шейх Сиражутдин не раз, в том числе и публично, давал понять, что сил его сторонников вполне хватило бы, чтобы полностью очистить Дербент и окрестности от салафитов.
Сама система преемственности, существующая в суфийской традиции, подразумевает, что место Сиражутдина не останется пустым. «Религиозный ландшафт Дагестана со смертью Сиражутдина Хурикского не изменится, — считает видный российский исламовед, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Хотя салафитов по-прежнему меньшинство, проблема традиционного ислама — в отсутствии единого лидера». По мнению Малашенко, стремление федеральных и региональных властей опираться в борьбе с салафитами на традиционный ислам вполне естественно, однако ситуация, в которой традиционный ислам бесконечно поощряется, приводит к тому, что картина мира «традиционалистов» становится малоотличимой от салафитской, и религия превращается в абсолютную доминанту общественной жизни, что устраивает далеко не всех даже в традиционно глубоко верующем Дагестане.
Источник: http://www.mn.ru/incidents/20111031/306532036.html