«Маленький» Дагестан в «большой» политике

Основным ньюсмейкером этой недели была Москва. На съезде ЕР произошло то, что должно было произойти и не могло не произойти в принципе. Только самые «отчаянные» эксперты, находясь в аналитическом бреду, могли предположить альтернативный вариант событий. Один из представителей нашего мудрого народа так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «От перемены президентов Россия не меняется».

Лично мне это выражение очень понравилось, и оно очень точно отражает отношение подавляющей части дагестанцев к произошедшему.

Дагестан является одним из российских регионов, который, как и положено региону, идет в фарватере российской большой политики. И вполне естественно, что он не может не испытывать определенного воздействия тех процессов, которые идут в центре. Особенно учитывая, что практически каждая властная или финансовая тухумно-корпоративная группа, как правило, имеет своих «кураторов» в Кремле. И когда кто-то из них вдруг попадает в политическую опалу, региональная группа лишается на время своего покровителя.

Зная это, финансово-политические «элиты» стараются обзавестись выходами сразу на нескольких «кураторов», чтобы внезапно не «осиротеть», в плане политической перспективы, разумеется. Это, кстати, наша давняя историческая традиция, выпестованная веками. В те далекие времена, когда Дагестан еще не был составной частью российского государства, та же элита (феодальные правители и союзы сельских обществ), в зависимости от внешнеполитической ситуации, ориентировалась на разных правителей крупных государств, а иногда, одновременно, на нескольких.

И эта была стратегия выживания маленького народа в океане мировой политики.

С момента вхождения в состав России приобретенные веками навыки весьма гибко используются и сегодня. С той лишь разницей, что ориентируются не на другие страны, а на те или иные политические силы в коридорах московской власти.

Когда-то давно, в начале 90-х гг. XX в., мне, еще молодому человеку, казалось несколько аморфной позиция наших республиканских руководителей, явно не спешивших выразить свою позицию по отношению к острейшим политическим событиям того времени (путч, развал СССР, «парад суверенитетов» и т.д.).

Теперь же мне, уже не молодому человеку с некоторым жизненным опытом, совершенно ясно, насколько мудро тогда повели себя наши руководители, проявив выдержку, терпение и политическую осторожность. Они сумели оградить республику от неминуемых, казалось бы, в переходное и смутное время потрясений, и, конечно, сумели сохранить себя в политике.

Можно долго спорить, какой мотив, личный или общественный, был главным, но факт остается фактом – их осторожность себя исторически полностью оправдала.

Сегодня, к счастью, Россия переживает не такие смутные времена, но личностный фактор из российской истории никуда не исчез.

Поэтому и сегодня дагестанским руководителям приходится внимательно следить за властными перемещениями в российской бюрократической иерархии и поддерживать хорошие деловые отношения со всеми возможными претендентами на ту или иную должность. Ведь зачастую в нашей стране именно от конкретного человека, занимающего высокую государственную должность, зависит реализация того или иного проекта, выделение финансовых средств и даже то, как в российских СМИ будут освещаться дагестанские реалии. Кстати говоря, в последнее время, как вы наверняка заметили, Дагестан довольно часто, причем весьма негативно, освещался в федеральных СМИ.

Вспомним дела Мирзаева, Свиридова, реакцию футбольного сообщества на покупку и переход в «Анжи» игроков с мировым именем, сокращение квот призыва дагестанцев в российскую армию, высказывания отдельных федеральных политиков и т.д.

Для чего это все делается, понять достаточно сложно, но совершенно ясно, что на этом фоне дагестанцам необходима консолидация общества.

Так что, на мой взгляд, праздник единства народов Дагестана был учрежден и отпразднован 15 сентября довольно своевременно. Конечно, к нему можно отнестись исключительно как к политическому действу, а можно и как ко дню, когда все дагестанцы чувствуют себя единым целым. По крайней мере, для этого есть все основания и сделан первый шаг. Только так можно сохранить значимость роли и места Дагестана в большой внутрироссийской, да и международной политике.

Историческая практика показывает, что цели и планы иностранных государств и российского руководства далеко не всегда могут совпадать с интересами дагестанцев и Дагестана в целом.

Мы же должны быть не пассивными игроками в чужой игре, а активными патриотами своей малой родины.

Консолидация дагестанского общества и позитивные изменения в нашей республике нужны не только нам, но и России в целом. Не стоит забывать о том, что Дагестан – это самая южная граница и ворота России, которые требуют проведения деликатной, конструктивной и очень взвешенной внутренней политики.
 

Источник: http://www.respublic.net/one_stat.php?stat_id=4879

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *