НАША СТИХИЯ – ЗЕМЛЯ

Старообрядцы надеются, что у них появится своя церковь в Дагестане

«Скажу вам сразу, молодой человек, о взаимоотношениях с официальным РПЦ говорить у нас не принято. В отличие от них культура старообрядчества у всех едина. Есть отличия в богослужебной практике, динамике ее исполнения, храмовой одежде и внешнем виде. Выборы священника до настоящего времени сохраняются – правило всем приходом выбирать священника из своей среды. Мы соблюдаем традиции чтения, принятые в российских старообрядческих общинах, а нормативно обращаемся к Постановлениям Совета митрополии Русской православной старообрядческой церкви Москвы».

Так состоялась моя встреча с председателем общины Романом Полищуком. Рамазан – как называют его соседи-мусульмане – рассказал «НВ» об исторически сложившемся кавказском пути одноверцев. Старообрядцы, которые живут в Дагестане, – достаточно состоятельные люди. Они возделывают землю и ведут высокотехнологичное хозяйство.

Ближайшие к нам общины староверов существуют ныне в Краснодарском крае, Азербайджане, Дагестане, Грузии и некоторых других местах. Первые семьи староверов из числа «новых» приехали еще на заре перестройки. Старообрядцев интересует Дагестан, поскольку здесь плодородные земли. Республика вполне может стать наиболее вероятным регионом, куда могут переехать староверы из других мест.

Задолго до Советов

Приход Дагестанской старообрядческой общины насчитывает свыше 1200 последователей. Она не является крупнейшей среди других общин, но зато есть свои мастерские, малые богодельни, помогающие престарелым единоверцам и другим обратившимся. Этой традиции староверы верны с тех пор, как создали свою общину. Их добрые традиции и сегодня продолжают рижские староверы, проводят торжества, посвященные общине.

«Много сейчас слухов об изъятии земель, – говорит Роман Сергеевич, – мы категорически против любого изъятия земель и сноса построенных владений, и здесь однозначно надо защищать и отстаивать каждого владельца от любых посягательств. Мы всегда против строительства «увеселительных» объектов, за которыми, к сожалению, не увидишь ни нашего моря, ни гор. Почему я говорю об этом так называемом негласном декрете о земле, потому что, если опубликовать список землевладельцев физических и юридических лиц, получится так, что и мы окажемся в нем. Отсюда вытекает и наша обеспокоенность земельными вопросами. Земля – это матушка, земля – это кормилица. Думаю, это не официальная политика руководства Дагестана. Видится нам, что кто-то опять хочет нагреть руки на бедах простых людей.

История нашего жития в Дагестане записана со слов старожилов первых поселений, созданных христианами-старообрядцами еще до установления Страны Советов в 1910 году. Все они родом из низовья Дона и являются потомками донских казаков. Мною почти уже завершена работа над книгой «Дагестанские староверы», которая будет издана на русском и английском языках, и в ней отражены основные вехи становления и развития старообрядческой общины».

Возникают резонные вопросы. Кто же такие староверы (раскольники, старообрядцы, древлеправославные)? Есть ли они сейчас в Дагестане в таком количестве и каков их быт?

В нашем понимании это те православные, которые в XVII веке не приняли реформ патриарха Никона. Их называют еще раскольниками. Они сохранили свою веру, несмотря на то, что на протяжении всей истории подвергались жестким гонениям. Настоящие староверы (старообрядцы) не курят, не пьют спиртного, даже не смотрят ТВ. Сейчас нет жесткого прессинга, как раньше, старообрядческие церкви есть в Москве и потихоньку развиваются по всей стране.

Вера без храма

«В Дагестане вокруг нас достаточно свободной земли для любого строительства жизни! – считает Роман Сергеевич. – И нам не понятно стремление воевать и создавать новые страны. Я говорю о проблеме современного состояния сепаратизма и экстремизма Дагестана. Люди отвыкли от работы на земле, не хотят этого, а призывов делают много. Спрашивается зачем? Вот же земля – бери и работай. Кто мешает?
Я очень рад, что ваша газета обратила на нас внимание. А то получилось так, что и идеологически, и политически мы отодвинуты от событий в республике. Вроде мы есть, в то же время нас нет. Но мы не отчаиваемся, поскольку наша стихия – земля. Работающий на земле человек всегда развивается. Ему всегда сопутствует удача.

По благословению Высокопреосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, Московское старообрядческое духовное училище обучает наших детей, желающих получить образование и послужить Святой Церкви на различных направлениях христианской деятельности. Являясь частью конфессионального измерения, староверы, живущие в Дагестане, очень надеются, что и у них в скором времени, и с помощью Божией, появится своя официальная церковь».

СПРАВКА
Староверы – последователи ортодоксального православия до церковной реформы патриарха Никона, т. н. старообрядцы. Староверы не приняли современную православную веру. До Х века Россия жила по заповедям богов. Вся мудрость и гармония жизни записана в Славяно-Арийских Ведах, отражена изначальная вера. Сейчас штаб древнерусской церкви староверов находится в Омске. Существует и крупнейшее старообрядческое объединение в современной России – Русская православная старообрядческая церковь. Как известно, в XVII веке произошел раскол в Христианской церкви, в результате появились христиане старой веры и новой веры. Христиане новой веры стали брить бороды, курить, а старообрядцы не подчинились новым правилам и остались верны той вере, которой была окрещена Русь тысячу лет назад. Начались гонения и притеснения старообрядцев со стороны властей. Староверы не хотели изменять своей вере и начали уходить из низовья Дона. Часть из них ушла в Сибирь, другая часть – на Кубань, в Румынию, Болгарию, а предки первых христиан ушли в Турцию. С тех пор живут поселениями, имеют свои церкви, соблюдают старообрядческие обычаи и строго несут свою веру. Потом начался великий период возврата. Старообрядцам было позволено царем Николаем II выбрать свободные наделы земли. Каждой семье полагалось по 50 соток земли в собственность и право обрабатывать прилегающие земли. Царь дал землю на вечные времена. В результате старообрядцами были образованы села на побережье Кавказа. В Дагестане, в районе Кизляра, тоже существует несколько поселений старообрядцев. На сегодняшний день на побережье Кавказа осталось единственное большое и очень организованное поселение старообрядцев в поселке «Нижнеимеретинская бухта». Дагестанская община относит себя к ним. Сейчас старообрядцы в основном разрозненны, живут в разных городах и районах республики, но в основном на Кизлярщине. 

Источник: http://www.comrelig.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=202&Itemid=30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *