Постижение гения

Богатейшее творческое наследие Павла (Паоло) Петровича Трубецкого, прожившего долгую, плодотворную жизнь, крупнейшего представителя импрессионизма в русской скульптуре, ценно прежде всего портретами видных культурных, общественных и политических деятелей, среди которых Ф.Шаляпин, И.Левитан, М.Тенишев, С.Боткин, С.Витте.

Однако смелые новаторские приемы, используемые им для воплощения своих творческих замыслов, — в анималистической ли, жанровой пластике или в создании портретного образа, вызывали неоднозначную реакцию современников — неприятие или недопонимание у маститых академиков и поддержку таких борцов с классицистической рутиной, как И.Репин, С.Коненков, И. Гинцбург, В.Домогацкий, критик В.Стасов и др.

Самому Паоло Трубецкому, сыну русского князя и американки, выросшему в Италии, фактически скульптору-самоучке, упорный каждодневный труд, преодоление всяческих трудностей в конце концов принесли свои плоды — широкое признание его таланта как в России, так и далеко за ее пределами.

Особое место в галерее портретов известных художников, писателей, музыкантов и других представителей русского искусства, к осуществлению которой он приступил сразу же по приезде в Россию, занимают портреты Льва Толстого, исполненные им в Ясной Поляне и в своей московской мастерской. Бюст великого писателя работы П.Трубецкого есть и в нашем музее – ДГМИИ. Образ литературного гения и мыслителя, активного общественного деятеля был чрезвычайно притягателен для многих художников того времени. Живописцы Н.Ге, И.Крамской, И. Репин, скульпторы И.Гинцбург, Н.Андреев и многие другие стремились выразить свое понимание характера Л.Толстого, ухватить сущность его могучей натуры.

Портреты, созданные П. Трубецким, относятся к разряду психологических, острохарактерных и отражают оригинальный, глубоко индивидуальный взгляд художника европейского склада и воспитания на личность столь неохватного масштаба и глубины, каким был Л.Толстой. Согласно воспоминаниям А.Гольденвейзера, Л.Толстому чрезвычайно импонировал подход П.Трубецкого к работе: «Как он работает! У настоящего мастера всегда сразу намечаются главные линии — все отношения взяты верно — это во всех искусствах так. А уже потом начинаются детали» (Гольденвейзер.А.Н. Вблизи Л.Толстого. М., 1923, т.2, с.36.). Надо заметить, что у Л.Толстого и П.Трубецкого при всех различиях их характеров и судеб были и общие свойства — огромное стремление достичь совершенства в искусстве — каждый в своей сфере, а также общее уважительное отношение к любому человеку независимо от его социальной принадлежности, утверждение свободы человеческого духа и, кроме того, обоюдное вегетарианство, основой которому было гуманное отношение ко всем живым существам.

В Русском зале ДМИИ им. П.Гамзатовой есть бюстовый портрет Льва Толстого, поступивший в музей в начале 1960-х из ГРМ (Государственного Русского музея). На постаменте бюста видны едва заметная процарапанная надпись и дата создания портрета — 1899 г. С конце 1950-х — нач. 1960-х годов ГРМ отправил несколько гипсовых отливов с оригинала в различные музеи Российской Федерации, включая Дагестанский музей изобразительных искусств.

Другие гипсовые повторения находятся, например, в Кисловодском художественном музее, Бурятском художественном музее, Музее-усадьбе Л.Толстого «Ясная Поляна» и т.д. Следует отметить и превосходную, очень тонкую и трудоемкую работу реставратора музея Джамили Гаджиевой. Гипс, освобожденный ею от прежних наслоений тонировки, частично уже сошедшей, приобрел оттенок слоновой кости, скульптура словно ожила и смотрится изваянной из мрамора.

Кроме гипсовых, существуют и бронзовые отливы этого портрета, хранящиеся в нескольких музеях страны и даже за границей, например, в парижском Музее современного искусства. Вообще же этот небольшой по формату, но монументальный по духу бюст со сложенными руками считался в семье писателя наиболее удачным, очень нравился жене писателя Софье Андреевне и был особо любим Львом Толстым.

И действительно, облик писателя, переданный в энергичной, живой манере, захватывает зрителя своим динамизмом с первой же минуты. Черты его сурового лица, колючий, словно пронизывающий взгляд из-под нависших густых бровей, развевающаяся борода, руки, сложенные на груди, — все это эмоционально вылеплено живописными мазками, создающими резкую игру светотени, правдиво отражающую внутреннюю значительность героя портрета, усиливающую выразительность образа, производящего сильное впечатление.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=18205

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *