Дагестанское селение Унцукуль славится на весь мир деревянными инкрустированными изделиями, которые изготавливают местные умельцы.
Унцукуль – аварское село, расположенное на солнечной стороне горного склона.
Природа села и его окрестностей изумительно красива. По утрам над высоченными горами величаво всплывает светило, открывая картину просыпающегося села, тонкие свечи минаретов и блестящее у подножья гор Унцукульское водохранилище, относящееся к ГЭС.
Одним из лучших в мире мастеров своего дела считается унцукулец Магомедали Магомедалиев. Наблюдать за его работой по изготовлению унцукульских изделий бесконечно интересно, тем более что Магомедали Гамзатович – человек терпеливый и своим статусом «лучшего мастера» не кичится. Сперва на заготовке выводится рисунок, затем вырезается ложбинка, а потом вбивается туда молоточком металлическая пластинка… И вот что удивительно: то, что на готовом сувенире выглядит как гвоздики, на самом деле проволока, под которую сначала делают выемку, а потом её туда вбивают так, что снаружи остаётся только точечка-шляпка.
Есть в селе и мастерские, где из обычных поленьев на свет появляются вазы, кувшины, сабли, трости и прочие изделия. Это мужская территория, и если в ней находятся женщины, мужчины проявляют заметное волнение. Невзирая на их «нельзя», «вы не сможете» и «это небезопасно», автор этих строк всё же рискнула лично опробовать механические приспособления и некоторые инструменты.
В процессе изготовления сувениров мужчины, как правило, делают всю подготовительную работу, а инкрустируют чаще всего женщины. Однако при подготовке изделий для выставок мужчины берут на себя и инкрустацию.
Нельзя не сказать и о двух очень интересных людях, которые согласились быть нашими гидами по Унцукулю. Это главный имам села Магомед-Загид Нурмагомедов, который, помимо основного занятия, представляет собой местное телевидение: самостоятельно снимает и выводит в эфир программы; вторым нашим спутником был местный учитель Магомед Абдулаев.
В их сопровождении мы побывали у мастеров, которые изготавливают сабли. Благодаря искусной отделке рукояти и ножен эти рукотворные шедевры имеют внешний вид сувениров, но продолжают оставаться грозным оружием. Нам удалось уговорить сопровождающих джигитов продемонстрировать умение владения саблей. И, когда эти мирные сельчане извлекли клинки из ножен – стало видно, что ни горцы, ни сабли сувенирными не бывают.
Удалось нам пообщаться с мастером-женщиной и понаблюдать за её работой. www.islamdag.ru
Мастерица ловко вбивала метал в дерево, рождая из полосочек и точек узор за узором, который после шлифовки весело переливался в солнечных лучах. Рисунки на изделии состоят из огромного количества мельчайших деталей.
Если раньше инкрустировали серебром и золотом, то сейчас – металлом, однако ценность этих ваз не в дороговизне материала, а в кропотливости и объёме работы. Красятся вазы традиционно в коричневый цвет разных оттенков – от просто тёмно-коричневого до вишнёво-коричневого.
Есть в селении и фабрика с музеем. Некогда фабрика была гордостью Унцукуля, на ней трудилось много работников, изделия побеждали на выставках, продавались за рубеж. Сейчас там трудятся всего пять работников, выполняющих штучные заказы. Что касается музея, здесь невероятной красоты изделия, известные на весь мир, хранятся без положенного им почёта, без необходимых и соответствующих их статусу условий. В. И. Ленин сказал об Унцукульском ремесле: «Такое искусство не должно пропасть». Пока слова вождя пролетариата значили очень много, до развала страны Советов это искусство поддерживалось государством. Ныне мастера сами заботятся о сохранности своего ремесла, передавая из поколения в поколение свои знания и навыки. В селе сегодня около двухсот мастеров, а это, если говорить в масштабах всего мира, угрожающе мало.
В целом Унцукуль производит впечатление села развивающегося и обеспеченного. Спутниковые тарелки подставляют свои круглые лица под солнечные лучи и выглядят немного непривычно на крышах сельских домов по соседству с гнёздами ласточек. Тут и там видны стройки: возводятся дома, новая мечеть, магазины.
Тому, кто хоть раз побывал в селе Унцукуль, наверняка захочется вернуться сюда, чтобы вновь увидеть изумительные рассветы и закаты, понаблюдать за работой умельцев-мастеров… а может, и самому хотя бы на недельку засесть под абрикосовым деревом с миниатюрным молоточком в руках, превратившись в послушного и старательного ученика, чтобы в итоге полюбоваться на результат собственных усилий – изящную изукрашенную вазу или саблю, лезвие которой играет на солнце.