В небольшой галерее среди старинных мраморных копий с античных статуй и бюстов в Дагестанском музее изобразительных искусств размещены два рельефа, вызывающие большой интерес у посетителей. Это копии XIX в. с древнеассирийских барельефов, украшавших дворцы правителей Ассирии более двух тысяч лет назад.
Всего же в ДМИИ им. П.Гамзатовой находятся копии с четырех рельефов, созданных в эпоху наивысшего расцвета ассирийской державы (IX- VII вв до н. э.). Надо заметить, что величайшие достижения древнейших цивилизаций Междуречья — Шумера, Вавилона, Ассирии стали широко известны миру лишь в XIX веке, благодаря упорным поискам и раскопкам дипломатов и ученых, некоторые из которых — О.Г.Лэйярд, Г.Раулинсон, Д.Смит приложили немало сил и на дешифровку клинописей, обнаруженных ими в развалах помещений огромных дворцов.
В фондах ДМИИ хранится плита — копия клинописного текста, относящегося ко времени правления просвещенного ассирийского правителя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.), кропотливо всю свою жизнь собиравшего библиотеку, насчитывающую более 30 тысяч клинописных глиняных табличек.
В экспозиции музея представлены и два ассирийских рельефа, каждый из которых является половиной трехчастной композиции, разделенной срединным изображением Древа жизни. Оба изображения, выполненные в низком рельефе, подчиняются строгому канону, почти не менявшемуся в течение многих веков.
Фигуры с развитой, графически четко обозначенной мускулатурой, излучающие силу и мужественность, даны в профильном изображении. На одном из представленных в экспозиции барельефов изображен жрец в образе крылатого божества, преклонивший одно колено при совершении некоего культового действа перед Древом жизни. Жрец одет в короткую тунику, отороченную бахромой, и длинный плащ из тончайшей шерсти, для выработки которой использовалась нежная шерсть ягнят. Его головной убор наподобие царской тиары украшен рогообразными выступами, символизирующими собой божественную силу и власть.
Другой тонированный рельеф — «Крылатое божество с головой хищной птицы», вывешенный в экспозиции, создан двумя веками позднее — в VII веке до н.э. Перед зрителем предстает необычного вида жрец в божественном обличье, совершающий некий обрядовый ритуал перед Древом вечной жизни. Следует отметить, что мотив с Древом жизни, популярный у многих народов, включая кавказские, часто встречается и на алебастровых плитах, созданных в самые разные эпохи правления ассирийских правителей. Изображения Древа жизни встречались даже на одеяниях жителей Месопотамии. Древо обычно изображалось с семью ветвями и цветками на каждой его стороне — число семь было священным в Древней Ассирии.
Вывешенные в экспозиции музея тонированные копии рельефов доносят до нас сдержанную мощь, исходящую от преисполненных достоинства фигур жрецов, совершающих важные религиозные таинства. И хотя сегодня на передний план выходит эстетическое восприятие древних культовых произведений, но и современного зрителя, их созерцающего, порой охватывает некоторый внутренний трепет перед гордым величием, сдержанной мощью любого архитектурного или скульптурного произведения, созданного неизвестными мастерами древнейших государств Переднего Востока, главной целью правителей которых, особенно воинственной Ассирии, было утверждение их ничем не ограниченной власти над подданными, а также внушение благоволения и страха у покоренных народов перед гневом царей, опиравшихся на поддержку священнослужителей и знати.