Артистка от Бога

Исполнилось 90 лет заслуженной артистке РСФСР Шагун Джафаровне Ибрагимовой.

Она из плеяды тех выдающихся мастеров театрального искусства Дагестана, которые не обучались ни в высших, ни в средних театральных учебных заведениях. Но она восхищала и удивляла и обычного зрителя, и просвещенных знатоков сценического искусства точным попаданием и силой художественной образности.

Шагун Джафаровна Ибрагимова переступила порог Лакского театра в далеком 1947 году уже не юной, а зрелой девушкой, трезво оценивающей все «за» и «против». Конечно, не сразу доверили ей роль, да и она не отваживалась выходить один на один к зрителю. Случай помог ей рискнуть сыграть вместо заболевшей артистки на гастролях по Лакскому району. Не помня себя, играла Шагун тот эпизод как во сне. И ноги дрожали, и голос звучал как чужой, и даже казалось, что голоса партнеров раздаются откуда-то издалека, сквозь туман. Но этот «героический» поступок и обозначил путь в большое искусство, к серьезным и ярким образам, вошедшим в золотой фонд национального театра.

Со временем она настолько сжилась с театром, что сама удивлялась, как до этого могла жить без ролей, без зрителя, без волнения и радости успешных выступлений. Работа над ролью для нее превращалась в живой процесс исследовательского изучения всей истории и предыстории образа, и в театр она шла как на праздник.

Чем труднее роль, тем радостнее хваталась она за нее и с головой уходила в работу, да так, что в это время к ней и подойти нельзя было. Так и стали одна за другой появляться на сцене Лакского театра женщины разных эпох и поколений, с такой тщательностью и скрупулезностью воссозданные цепким умом и природным талантом Шагун Ибрагимовой, что ни прибавить, ни убавить.

Постоянные зрители Лакского театра старшего поколения с восторгом передавали из уст в уста, как убедительна и неподдельна Шагун в образах драматичной Севиль («Севиль» Д.Джабарлы), величественной Тизбэ («Анджело» В.Гюго), решительной Сакинат («В родном ауле» М.Алиева), хитроумной Тамари («Сапожник» Г.Цадасы), справедливой и милосердной бабушки Ольги («Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе), мужественной Кади («Материнская слава» Р.Хубецовой), властной Танкабике («В ночь лунного затмения» М.Карима), искусной и находчивой свахи Салихат («Парту-Патима» М.Алиева), веселой вдовушки Солтанат («Если сердце захочет» Г.Рустамова), неподражаемо заводной Жумайсат («Молла Насретдин» М.Курбанова) и др. А образы матерей, созданные Шагун Джафаровной на сцене за много десятилетий работы в театре, не сравнимы, не сопоставимы, не похожи один на другой.

Действительно, какие разные две женщины–матери из спектаклей «Золотая бабочка» К.Мазаева и «Гарун Саидов» Б.Рамазанова. Несчастная мать непутевого сына в спектакле по пьесе К.Мазаева «Золотая бабочка» Бахтунша в семье бывшей жены сына. Печать невыплаканного горя, тоски по семейному теплу, по собственному домашнему уюту она безуспешно пытается скрыть смущенной улыбкой, остановившимся отсутствующим взглядом и торопливым уходом от семейных сцен бывшей невестки с новым мужем. Недолго удается ей погреться у чужого очага. Молча собрав свои скромные пожитки, уходит она в никуда от неловкой попытки вернуть ускользнувшее от нее счастье подобием.

А в спектакле «Гарун Саидов» Б.Рамазанова Шагун Ибрагимова играет роль матери пламенного революционера Гаруна Саидова, расстрелянного белоказаками за его активную революционную деятельность. Скорбь ее матерей не криклива, а радость не навязчива. Она умела приподнять своих женщин, придать им и благородство, и характер, и значимость.

Да и в жизни Шагун Джафаровна далеко не простая в общении женщина. Властная, привыкшая сама принимать решения, она умеет не только словом, но и одним взглядом повелевать. От нее доставалось в театре и лодырям, и недобросовестным, и прогульщикам. А сегодня от 90-летней Шагун Ибрагимовой хорошо достается ее внукам и правнукам, от которых она требует собранности и исполнительности, порядка и дисциплины и главное, чтобы не забывали о священных правилах горского этикета и нравственности. Конечно, слово бабушки Шагун для них – закон. Оставшихся еще в раннем детстве без матери, она одна подняла их, дала образование, помогла обзавестись своими семьями и до сих пор продолжает опекать и беспокоиться, ведь они для нее все еще остались ее детьми.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=17562

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *