Чистое море – большие деньги

Перспективы неплохие

У Дагестана, бесспорно, большие планы по развитию туризма, и перспективы в этом нелегком, но заманчивом деле, безусловно, есть. Ведь у нас совершенно своеобразный берег, нежели Черноморское побережье, тем более Средиземноморское, да и горы под рукой.

Причем и в прямом, и в переносном смысле. Если в прямом, то, пожалуйста, Тарки-Тау, если же в переносном, то для многих выезд из Махачкалы в любой высокогорный аул — это просто выезд на пикник.

Именно выезд на пикник. Часто слышишь про людей, которые едут за 600 км, чтобы просто на выходных порыбачить, а за пару месяцев в Северной столице довелось убедиться в том, что таких людей немало. Что уж тут говорить про европейцев, известных своей любовью к путешествиям. Так что все у нас в этом плане «на мази», и перспективы, при масштабах нашей республики, что ни на есть самые радужные. Однако есть маленькие проблемы, которые в совокупности могут разрушить любые планы и перспективы.

Речь не только о проблемах экстремизма (стреляют и взрывают нынче всюду, человек от подобного форс-мажора не застрахован нигде). Если в Дагестане или Пакистане можно стать жертвой религиозного фанатика, то в тех же Штатах или Европе можно стать мишенью школьника-психа или ультраправых борцов за какие-то лишь им известные идеалы. Проблема, конечно, есть, но все списывать на терроризм негоже. Есть у нас и другие проблемы.
Как сделать асфальт ровным, а инвестпроект полезным?

У нас в стране две извечные проблемы, как говорится в одном известном анекдоте: взяв асфальтоукладчик, и первую проблему можно решить и проблему дорог. Шутки шутками, но проблема дорог, вернее, их качества, в республике есть. Если мы всерьез говорим о туризме как о сфере экономики, как о системе, об источнике республиканского бюджета, то необходимо в первую очередь развивать дорожную инфраструктуру. Ведь европеец оттого и путешествует, что это приносит лишь положительные эмоции, а на наших «американских горках» и колдобинах эмоции несколько иные.

Кроме того, речь не только о самом полотне дорог, но и о сопутствующей инфраструктуре. В идеале все дороги между населенными пунктами должны быть освещены и защищены бордюрами, как это мы наблюдаем на новой дороге в аэропорт. Ну да Бог с ними, с этими идеалами, но хотя бы о безопасности, если не своих граждан, то хотя бы туристов подумать не помешало бы. Вот говорим мы о развитии туризма в горах, а ведь оно сопряжено с реконструкцией и строительством новых дорог, новых мостов и т.д. Не стоит, наверное, забывать, что обрывы всех трех Койсу убийственно коварны. Как не стоит забывать, сколько людей погибает в этих расщелинах.

Строительство всей этой инфраструктуры в горах попахивает миллиардами, кто же будет все это делать? У республики денег явно не хватит. Финансирование из госбюджета это строительство затянет на долгие годы. Надежда только на инвесторов, и в этом плане привязка любого значимого объекта к подводящей инфраструктуре очень удачна. К примеру, как это сделано с проектом разработки месторождения в Кизил-дере.
Маленькая проблема с большой историей

Вторая проблема (а вернее, она получается первой или даже следствием той самой первой общероссийской проблемы) – это загрязнение нашего, воспетого поэтами и любимого миллионами, моря. Надо признать, что Каспий нынче не тот, что был в эпоху расцвета социализма и курортно-санаторного лечения, причиной тому бурные потоки нечистот, сливаемых в море по всему побережью Дагестана. Лидером в этой гонке антисанитарии, может, и по объективным причинам по-прежнему остается столица республики.

«Дагестанская правда» не раз писала на протяжении многих лет об этой, без преувеличения, экологической катастрофе, которая не сильно моложе автора этих строк и имеет еще советские истоки. Однако, кроме штрафов по факту публикаций, больше никаких мер ни местные природоохранные ведомства, ни федеральные по сей день не предпринимали и не предпринимают. Хотя полномочия у них обширные, методов воздействия предостаточно, вплоть до уголовного наказания. Ведь Конституция РФ содержит целую главу «Экологические преступления».

Есть, к примеру, такая статья 250 УК РФ «Загрязнение вод», по которой можно привлечь не только за действия, повлекшие негативное влияние на природу, но и за бездействие. Правда, пользуются наши хранители природы им очень редко. Видно, стесняются. К примеру, в одном из ответов, пришедших в редакцию, было написано о штрафовании виновника на 300 тысяч рублей, в другом — на 500 тысяч, но ни в том, ни в другом документе не было ни слова о наказании виновных и предписании устранить саму проблему.
Проблема, которую не видят зрячие

Одни оппоненты говорят, что это не их компетенция, другие отписываются, что есть силы, а как силы иссякнут, отправляют проверки, которые, на удивление, ничего не находят. Вот ответ, присланный в редакцию из Департамента Росприроднадзора по СКФО за подписью, который просто убил нас своей смехотворностью.

— …на момент проверки все работы были завершены, и коллектор функционировал в штатном режиме. Протечек и сброса в Каспийское море на данном участке коллектора обнаружено не было. А черная речка нечистот в Редукторном как впадала в море, так и впадает. Вот уж действительно, проблема, которую видят, вернее, чувствуют инвалиды по зрению, но не видят зрячие инспекторы Росприроднадзора. Да как же они природу-то охраняют? Интересно, что же тогда снимали на камеру коллеги с ТВ и показывали в тот же день в вечерних новостях? Вывод: либо Департамент Росприроднадзора был дезинформирован работниками из Дагестана, либо эти работники слепоглухонемые, что тоже в реалиях Дагестана вполне возможно.

Вообще вся эта ситуация напоминает начало одной известной сказки: в стране дураков, где все работают с утра и до поздней ночи… Ну вы знаете продолжение. И чем больше проходит лет, тем становится она все острее. Вот и друг, живущий в микрорайоне Приморский, восклицает временами:
— Эх, асфальтоукладчик бы мне, асфальтоукладчик да полномочия…

Если же серьезно, то нужны приказы сверху. Для некоторых ответственных лиц они и выступают в некоторой степени в роли того самого асфальтоукладчика. Формула проста: есть приказ — есть работа, нет приказа — нет работы.

Быть может, и такое, что они ждут, когда республиканские власти очередного инвестора подгонят. Так это, господа, еще вопрос, будет ли инвестор убирать продукты нашей жизнедеятельности? Одно дело — дороги, другое — дураки и фекалии, тратиться на которые ни инвесторы, ни туристы не хотят. Чего только в таком случае стоят наши призывы к россиянам приезжать на солнечные пляжи лазурного Каспия? Чтобы быть честными, надо добиться сначала очистки стоков, сбрасываемых в море десятилетиями, а потом уж пиарить «лазурный Каспий».
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=17032

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *