В последнее время растет число общественных организаций и фондов, носящих имя и посвящающих свою деятельность увековечению памяти легендарной исторической личности — имама Шамиля. Это без сомнения должно радовать каждого дагестанца и мусульманина, так как память о великом имаме, отстаивавшем веру, свободу и исламскую религию в борьбе с огромной царской армией на протяжении 30 лет, является для нас священной.
Но к сожалению, не все мероприятия, проводимые и приуроченные памяти имама Шамиля, наполняют сердца участников добрыми переживаниями, осмыслением связи времен и поколений, получением исторических знаний, которые могут помочь современному поколению в духовном и нравственном совершенствовании, решении многих проблем, которые для нас стали настоящим бичом времени.
Дань священной памяти имама Шамиля в моем видении — это, прежде всего, сохранять и приумножать те духовные, религиозные и общечеловеческие ценности, распространению которых он посвятил всю свою жизнь, ведя самоотверженную борьбу не только против внешних, но и против внутренних врагов Ислама. Имам Шамиль был не только талантливый и отважный полководец, успешно противостоящий во главе сравнительно небольших, плохо вооруженных отрядов горцев нашествию регулярной царской армии, но и справедливый руководитель, сумевший за короткое время, в непростых военных условиях создать государственный строй — имамат, в котором главным конституционным законом стал шариат Аллагьа. Именно тем, что во всех жизненных ситуациях, в мирное и военное время, Шамиль опирался на веру и божественный закон можно объяснить его феномен, удивительный и авторитетный как среди врагов, так и среди друзей, как среди самых богатых и влиятельных царственных особ, так и простого бедного народа.
Сегодня для меня странно видеть, как организаторы проводят песенные конкурсы памяти Шамиля, в которых «приветствуется креативность, умение петь и играть на национальных инструментах». На таких вечерах самое активное участие принимают и женщины, которые не умеют, а возможно и не хотят прикрывать свой аврат согласно требований шариата Аллагьа.
Особенно прискорбно, что все это вольно или невольно связывается с именем великого имама. Хотя, всем известно, что сам имам Шамиль жестко боролся против любых нарушений шариатских норм. И то, что сегодня 21 век не является оправданием для тех, кто осознано идет на такие нарушения.
Мусульмане всего мира, особенно Северного Кавказа, чтят имя Шамиля, как великого религиозного деятеля, тарикатского шейха, который всегда стремился к миру, объединению разных народов, наций, несмотря на то, что ему выпала тяжелая доля — защита Родины, обеспечение свободы и независимости наших народов, отстаивание и сохранение исламской религии для будущих поколений. Однако, пользуясь нашим особым отношением и болезненным восприятием любой критики или намеренного искажения исторической действительности периода Кавказской войны, враги Ислама издают провокационную литературу, используя для авторства имена известных историков.
Так, 1 апреля в республиканской библиотеке имени Расула Гамзатова состоялось обсуждение книги Владимира Дегоева «имам Шамиль: пророк, властитель и воин». Выступившие ученые-историки отметили, что книга искажает не толькообраз имама Шамиля, но и исторические факты. Уже одно то, что автор полностью игнорировал все труды дагестанских авторов, не удосужился даже ознакомиться с основными принципами исламской религии, когда писал о духовном лидере мусульман всего Северного Кавказа, говорит о том, что через этот труд используются совсем другие интересы, а не историческая правда. Это подтверждает и то, что известный российский профессор работал после развала Советского Союза в 90-х годах в университетах США и в основном ссылается в своей книге на труды американских ученых.
Не хочу обсуждать оскорбительные суждения автора на страницах нашей газеты, просто хочу предостеречь наших читателей от подобных провокационных книг, да и шариатских нарушений, о которых я говорил в начале. Давайте сохраним священную память о наших славных предках, сохраняя в наших делах чистоту Ислама, которую они для нас сберегли.