Дусрах

Село Дусрах (Рисиб) расположено на скалистой местности. С обеих сторон омывают реки: Маленькая река и Рис-ор, которые впадают в Аварское Койсу. В «Село крепость», так говорят и сегодня, можно войти с двух ворот. Здесь были построены две башни на возвышенности села. Между башнями было подземное сообщение. В подземелье имелся туннель и водоисточник. Здесь хранились вооружение, боеприпасы и продукты питания на три месяца. Сегодня все это разобрано.

Название Рисиб считается возникшим вместе с возрождением села сотни лет тому назад. Еще в 1668 г. встречается слово Рис-op. А название Дусрах возникло, как предполагают, после революции, когда в Дагестане проводились геолого-разведочные работы, в том числе, когда устанавливали расстояние над уровнем моря от столицы Махачкалы до райцентра и сел. Этим занимались в основном специалисты из России, им помогали дагестанцы, наиболее грамотные и владевшие русским языком. Видимо, тогда было формально переименовано Рисиб на Дусрах. Здесь есть и лакский «акцент» – «Дусрашиятусаг», т. е. из Дусраха.

Первоначально селение состояло из нескольких тухумов: «Амирилал», «Гъуршилал», «Давудилал», «Итталал», «Каримилал», «Муртазалилал», «Мурадилал», «Гайзулал», «Убайдулал», «Омарилал».

Как утверждают многочисленные источники, с VI до XIV вв. в Аварском ханстве господствовало христианство, а с XV века утвердился ислам.

Традиционными хозяйственными занятиями у сельчан были земледелие и скотоводство. Человек в зависимости от особенностей экологической среды выбирает самое оптимальное занятие, наиболее продуктивную форму хозяйственной деятельности, что и формировало ведущую форму хозяйства и образ жизни рисибцев в целом. Возделывали пшеницу, ячмень, овес, бобовые, лен и др. Развиты были кустарные промыслы, отходничество. Выезжали в Азербайджан, Турцию, Иран. Почти каждая семья занималась выделкой кожи для собственных нужд. В селении были мастера серебряных дел.

В селе раньше функционировали две большие мечети. Сегодня они не сохранились. Инициативу по строительству новой мечети взяли на себя некоторые выходцы из села.

Как только началась Великая Отечественная война, 46 молодых дусрахцев добровольно ушли на фронт. Были и такие семьи, из которых по два-три человека ушли добровольно, такие, как Магомедалиевы, Курбановы. 29 воинов пали смертью храбрых, 17 человек вернулись с наградами Родины в родные очаги, выполнив свой долг перед Отчизной.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=16022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *