Анализ религиозной ситуации в Дагестане, а на его примере и всего Северного Кавказа показывает, что ваххабитские джамааты (общины) находят широкое распространение среди молодёжи, считающей всё несоответствующее Корану и Сунне проявлением ширка (многобожия).
Молодые мусульмане называют это движение салафизмом — ас-салаф ас-салих (праведные предки). В среде дагестанской молодёжи салафизм представляет собой фундаментальное религиозное движение в суннитском исламе, ставшее идейным столпом будущего мусульманского государства, основанного на законах шариата. Современная молодёжь, особенно передовая часть студенчества, считает салафизм объединительной идеологией, которая является средством сплочения молодёжной религиозной среды против куфра (отступничества от веры). Следует обратить внимание на крайность, которая является всеобщей бедой, так как в результате десятилетий тотальной клановости в республике, господства национальных преступных синдикатов, теневой экономики, однобокости религиозной идеологии, отсутствия образованных мусульманских богословов-факихов с глубокими знаниями ислама, арабского языка, в Дагестане полностью исчез институт иджтихада и фетвы.
Ограничение связей Дагестана с внешним миром способствовало порождению некоторых опасных внутриреспубликанских негативных явлений. В эти же годы происходит раскол внутри единого мусульманского сообщества. Вместо единого дагестанского муфтията появились отдельные независимые муфтияты (хотя они и не называются муфтиятами) — по национальному признаку. У каждой национальности в Дагестане есть свой национальный лидер и духовный наставник. И фактическое присутствие этих национальных духовных авторитетов, имеющих больший вес, чем официальное духовенство, проявляется во всех особо значимых сферах общественно-политической и религиозной жизни.
В Дагестане до сих пор продолжаются, а местами и усиливаются споры внутри мусульманской суннитской общины, особенно между сторонниками тарикатов и ваххабитами. Здесь ваххабизм представляет собой религиозное движение молодёжи за очищение мусульманского вероучения и обрядности от многочисленных нововведений в исламе, которые с её точки зрения получили распространение как среди самих дагестанцев, так и среди других народов Северного Кавказа. Всё большей популярностью пользуются труды учёных-мужтахидов, шейхов Ахмада ибн Таймиа, Ибн аль-Кайима, Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, основанных на религиозных воззрениях учёных ханбалитского толка суннизма, ибн Рушда — в вопросах соотношения философии и религии.
«Китаб ат-Тухид», книга Единобожия, — самая востребованная и продаваемая книга в Дагестане, нехватка ее печатных изданий вызвала широкое распространение электронных версий, а Разъяснения, Книги Единобожия, шейха Мухаммада ат-Тамими забивают все форумы Интернета.
Исследование состояния религии в Дагестане позволяет сделать вывод о том, что среди всех регионов распространения чистого ислама в РФ, даже в СНГ, Дагестан по уровню распространения салафизма, бесспорно, занимает первое место и является форпостом ваххабитского ислама на Кавказе, выступая в качестве самого верха пирамиды суннитского ислама в Российской Федерации.
Значительное влияние на социально-политическую обстановку в республике оказывает не наличие огромного числа мечетей, а именно господствующие в среде молодежи идеи салафизма, с которой официальная пропаганда и просвещение не могут конкурировать. Хотя в Дагестане и создана широкая сеть мусульманских учебных заведений: университетов, медресе, мактабов, очень большое (по меркам Дагестана) количество молодых людей, не найдя должного понимания у себя на родине, ежегодно отправляются за рубеж для получения духовного образования, соответствующего исламу с позиции их взглядов.
В Дагестане государственные органы до сих пор ясно не представляют, какое важное место в сознании молодых дагестанцев занимает вопрос отношения к исламу.
Мониторинг ситуации молодёжной среды в Республике Дагестан показывает, что официальным властям не удаётся остановить процессы формирования религиозно-боевых общин, так называемых джамаатов, которые расширяют сети распространения своей идеологии и вербовки сторонников среди молодёжи.
Недовольство проводимой экономической и социальной политикой, рост безработицы, коррупции и теневого оборота всего, что только возможно, усиливают в республике сепаратистские настроения и стремление определённых сил перевести их в локальный конфликт.
Ежедневные радио- и телепередачи государственных и религиозных СМИ, большое количество исламских газет, журналов, брошюр, книг не дают никакого эффекта в части призыва к соблюдению конституционного порядка. Проводимая в Дагестане активная пропаганда ислама и его канонов среди населения под эгидой нравственного воспитания молодежи, особенно среди школьников, зачастую делается с нарушениями Конституции и законов РФ и РД о свободе совести и религиозных организациях. Контроль за этой деятельностью со стороны соответствующих государственных органов отсутствует, а допускаемые нарушения игнорируются надзорными структурами, хотя госорганы для этого располагают определённой финансовой базой и аппаратом.
Но, к большому сожалению, от всей этой так называемой широкомасштабной работы количество совершаемых преступлений не уменьшается. Наоборот, из года в год в республике растёт число наркоманов, насильников, убийц, похищение людей становится обычным промыслом, взяточничество приобретает катастрофические размеры. Да и сама религия превращается в предмет спекулятивных сделок среди духовных лиц. Кроме того, в Дагестане нет единодушия между суннитскими течениями, имамами, верующими и руководителями мусульманских общин, каждый хочет занять высший пост в иерархии управления мусульманского духовенства.
Сейчас ваххабизм в Дагестане и во всём северокавказском регионе превратился в серьёзную религиозно-политическую ударную силу, которая поставила перед собой конкретную задачу — свержение в Дагестане (на Кавказе) существующего конституционного строя. Возникает справедливый вопрос: почему ваххабизм в Дагестане за короткое время смог стать такой мощной и крепко сплочённой силой религиозных единомышленников?
На этот вопрос следует ответить объективно. Специалисты по религиозно-политическому исламу уверены в том, что в республике параллельно госсубъектам существуют, причём внутри каждого города, района, села, открытые ваххабитские анклавы, живущие по своим законам, которые фактически и являются настоящими хозяевами муниципалитетов, где власть находится в руках джамаатов, чья деятельность, с точки зрения их приверженцев и части молодёжи, направлена на возрождение мусульманского духа, возвращение к мусульманскому образу жизни и соблюдению ритуалов исключительно времён Пророка Мухаммада (мир Ему).
Происходящие в Дагестане религиозные процессы имеют свою специфику, и её необходимо учитывать. Экстремизм в нашей республике — далеко не то же самое, что мы можем наблюдать в других регионах. В Дагестане накопился целый комплекс нерешённых острых социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных проблем, толкающих часть молодёжи на путь радикализма.
То, что в Республике Дагестан официальными властями называется разветвлённой террористической сетью, которая, опираясь на пособническую базу из числа приверженцев экстремистских идей, занимается противоправной деятельностью, в народе именуется повстанчеством, активно пополняющим свои ряды новыми адептами в мечетях и вузах.
Необходимо констатировать факт, что если многие мусульманские страны стремятся дать молодёжи духовное и светское образование, обучить различным специальностям по отраслям современной науки и техники, то в Дагестане наблюдается обратный процесс, когда светское образование постепенно вообще отвергается. Во многих населённых пунктах дети не посещают общеобразовательные школы, молодёжь уклоняется по религиозным соображениям от призыва в ряды вооружённых сил для прохождения срочной службы.
Следует также отметить, что в республике практически не рассматриваются вопросы, посвящённые проблемам молодёжи, нет ни одного проекта, где мог бы реализовать себя молодой человек, а работа в этом направлении не соответствует требованиям сегодняшнего дня, отсутствует изучение и прогнозирование социальных процессов в подростковой и молодёжной среде.
Правозащитники, высказывая своё мнение о сложности ситуации в Республике Дагестан, отмечают растущее число нарушений прав человека в республике, а социально-политическую обстановку характеризуют как крайне напряжённую.
Клановая борьба, существование вооружённого подполья, участившиеся случаи нападения на представителей государственных структур и СМИ — факты повседневной жизни, превращающие Дагестан в плацдарм экстремизма на Северном Кавказе.
Вместе с тем правозащитники подчеркивают, что предпринимаемые федеральными и местными властями жёсткие меры в рамках кампании борьбы с терроризмом не согласуются с правовыми нормами российского и международного законодательства. Фабрикуются уголовные дела, происходит давление на подозреваемых и их родственников, применяются пытки, и такая политика не может быть признана эффективной, а скорее наоборот — она приводит к усилению радикальных настроений в дагестанском обществе.
Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан не имеет авторитета и механизмов, чтобы повлиять на ситуацию, оттого подобные ведомства не занимаются заранее проигрышными делами.
По сведениям правозащитных центров, Республика Дагестан — один из самых неблагополучных регионов России в плане соблюдения прав человека. Всепроникающая коррупция, тяжёлая социально-экономическая ситуация, грубейшие нарушения избирательных прав граждан, полицейский произвол, а в последнее время — откровенное давление власти на прессу порождают вооружённое противостояние в Дагестане.
Здесь, к огромному сожалению, укоренилось и действует вооружённое подполье, что влияет на дестабилизацию обстановки в Дагестане. Члены подполья, осознавая, что ждёт их в случае попадания в руки органов правопорядка, предпочитают умереть, чем сдастся, из-за чего многие преступления остаются нераскрытыми, что, в свою очередь, подрывает доверие общества к представителям власти.
Современный вооружённый конфликт в Дагестане имеет ярко выраженный религиозный оттенок. Фундаментальный ислам, или ваххабизм, прочно утвердился в республике. Во многих районах республики ваххабизм имеет огромное влияние на жизнь местного населения.
В одном из своих последних выступлений покойный министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров признал, что ваххабизм укрепился на дагестанской земле, постепенно вытесняя традиционный для нас тарикатизм.
Ислам салафия отличается от суфистского ислама рядом идеологических догм, выступает за упрощение религиозных обрядов и не признаёт культ устазов в исламе, в то время как тарикатисты считают себя последователями своих духовных лидеров, шейхов. Молодёжные ваххабитские братства, «джамааты», настаивают на буквальном толковании Корана и жёстком исполнении обязанностей мусульманина — молитвах, ношении мусульманской одежды, соблюдении поста, отчислении части дохода в пользу общины, руководствуются шариатом и не признают нововведений в исламе.
Ислам в Дагестане уже давно принял политический характер, и его последователи диктуют нормы поведения другим, сторонники и тех и других течений живут и отправляют свои обряды так, как считают нужным, доказывая именно свою правоту.
Не видя различий в части теологии, официальные власти фактически приравняли фанатично преданных исламу людей к террористам, а борьба с терроризмом превратилась в борьбу с ваххабизмом, как религиозным течением суннизма. В их домах регулярно проводят обыски, имеют место незаконные задержания, допросы, избиения, устанавливается слежка, прослушиваются телефоны. Массовые задержания, в ходе которых 5—10 человек без оснований доставляют в полицию, стали нормой. Страдают семьи, жёны и дети, живущие в постоянном стрессе.
Эксперты сходятся на том, что сложившаяся в Дагестане обстановка — результат коррупции, а не экстремизма. Именно коррупция тормозит развитие республики, порождает недоверие к органам власти, создаёт угрозу социальной и политической стабильности.
Хотя при президенте Республики Дагестан создан Совет по противодействию коррупции, принята Республиканская целевая программа по противодействию коррупции, определены ответственные за её реализацию лица, разработаны нормативно-правовые документы, направленные на профилактику коррупции в Дагестане, всё равно никаких достижений в борьбе с этим недугом нет, скорее наоборот — от всех этих «высокоэффективных» мер масштабы коррупции только растут. Проводимые руководством республики совещания по борьбе с коррупцией напоминают бессмысленное обсуждение ежегодной подачи деклараций о доходах. Несмотря на определённую работу правоохранительных органов ни один из чиновников не лишился своего поста и ни одно резонансное уголовное дело не дошло до суда.
По опросам общественного мнения, работа республиканских органов власти по профилактике коррупции неэффективна, с нулевым показателем результативности. Наверное, поэтому руководство Дагестана уделяет «особое» внимание борьбе с данным явлением. Никто не задаётся вопросом, что именно коррупция способствует росту экстремизма и терроризма в регионе и дагестанцы всерьёз озабочены распространением коррупции, особенно среди чиновников. И это при том, что президент РД на регулярных заседаниях по противодействию коррупции постоянно говорит, что «у нас нет неприкасаемых лиц, любой чиновник, уличенный в коррупции, должен понести наказание, вне зависимости от занимаемой им должности».
Но тем не менее в Дагестане очень высокий процент оправдательных приговоров по коррупционным делам. Суммы хищений бюджетных средств растут, а наказанных за это как не было, так и нет, и вряд ли будет, потому что уличённых в коррупции тоже нет.
Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов на координационном совещании в Махачкале по обеспечению правопорядка в РД 06.04.2011 г., где обсуждались меры по противодействию коррупции в республике, подчеркнул: «В то же время, по данным правоохранительных органов, в прошлом году в Дагестане выявлено 883 преступления коррупционной направленности, против 985 в 2009 году. Снизилось и количество выявленных должностных преступлений — с 308 до 245 и фактов взяточничества — с 52 до 24. Количество уголовных дел по коррупционным преступлениям, направленных в суд, снизилось с 623 до 545».
К огромному сожалению, как это принято в Дагестане, самый главный вопрос, по какой именно причине количество уголовных дел снизилось, так и остался не затронутым.
В Дагестане коррупция питает терроризм, поскольку боевики насильно изымают нелегально нажитые деньги у бизнесменов и должностных лиц, которые не обращаются в правоохранительные органы. В то же время слышны громкие заявления о том, что «нам практически удалось перекрыть финансирование членов экстремистского подполья из-за рубежа, но остались внутренние источники». А всё дело как раз в этих самых «внутренних источниках», которые, по некоторым сведениям, спонсируют борьбу за чистоту ислама уже в других регионах России и даже за рубежом.
Многие считают, что для прекращения кровопролития в Дагестане нужен диалог с людьми, находящимися в подполье, чтобы вернуть их к мирной жизни, без вмешательства Комиссии по адаптации боевиков, которая до сих пор ни одного истинно «джамаатовского» ещё не вернула, а следовательно, не «адаптировала» к мирной жизни. Никто не говорит, что работа в этом направлении не нужна, наоборот, нужна не только «адаптация», но и немедленный диалог всех общественных организаций и объединений с властью и прежде всего — друг с другом.
В Дагестане не сумели повторить опыт главы Чечни Рамзана Кадырова, который лично гарантировал «подполью» неприкосновенность и иммунитет от уголовного преследования.
Реализация этого требует исключить преследование в Дагестане людей по религиозному признаку, так как вероисповедование — не основа для преследования и требует контроля широкой общественности за возвращением людей «подполья» в гражданское русло, без чего возвращение невозможно. Но самое важное, необходим соответствующий республиканский, а лучше федеральный, закон, который бы регулировал проблему возвращения боевиков к мирной жизни и адаптации в нынешних условиях, поскольку такая ситуация характерна не только для Дагестана, но и всего Северного Кавказа.
Правозащитники считают, что, ссылаясь на введение режима КТО, власти действительно не допускают массовых акций протеста, жителям запрещено собираться и протестовать, а несоблюдение Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу вероисповедания, вызывает противостояние между полицией и исламской молодёжью, которое после недолгого затишья снова растёт.
Источник: http://dagestantimes.com/?com=elements&page=element&id=1876