В феврале 2011 года на интернет-сайте газеты «Новая версия» была опубликована статья российского журналиста Олега Горелова «Степной фронт» с подзаголовком «Россия нанесет удар по базам террористов в Казахстане». Смысл ее в следующем: на территории Казахстана, в частности, Мангистауской области, есть базы террористов.
Статья меня как журналистку шокировала и заинтриговала. Я давно живу в Мангистау, а про базы подготовки террористов даже и не слышала. Поэтому я решила провести собственное журналистское расследование. В статье были названы конкретные фамилии, имена и события, проверить подлинность которых не составляло труда.
В статье подробно описано, как сотрудниками российских правоохранительных органов практически одновременно в Махачкале и Челябинске было задержано несколько вооруженных граждан Казахстана, приехавших в Россию поучаствовать в джихаде. Возникает логичный вопрос: откуда автор данного опуса узнал, что эти люди поехали участвовать именно в джихаде. Обнаруженные у задержанных боеприпасы и оружие не говорят о том, что все это они привезли из Казахстана. Ведь на границе работают пограничники и таможенники России и Казахстана. Любой здравомыслящий читатель поймет: их снабдили всем перечисленным в статье прямо на территории России. А там написано: "помимо автоматического оружия и боеприпасов у них было изъято самодельное взрывное устройство мощностью 500 граммов в тротиловом эквиваленте".
Вызывает сомнение утверждение автора "экстремисты с Кавказа не только успели создать разветвленную сеть учебных баз, где начинающих казахских боевиков учат пользоваться оружием и взрывчаткой, но и организовали транзитные маршруты для их переброски на юг России". Можно согласиться с Олегом Гореловым в отношении проживания на территории нашей области большого количества уроженцев кавказских республик. Это связано с тем, что и Жанаозен, и Актау строили всем миром. И в первую очередь помогали соседи по Каспию. В те времена был большой наплыв специалистов из северокавказских республик, которые потом обосновались в Казахстане. Они подружились с казахами, некоторые даже породнились.
И нельзя думать, как это было в период "чеченской войны" в России, что каждый "кавказец" – потенциальный террорист. Мы, казахстанцы, такого утверждать никогда не будем. Еще со времен СССР на территории Казахстана нашли вторую родину многие люди других национальностей, их дети и внуки выросли здесь.
По словам Олега Горелова, "в конфиденциальных беседах сотрудники спецслужб признают, что они как-то упустили из виду "казахское направление". И террористы этим не замедлили воспользоваться. По сути, корни у данной проблемы давние. Еще в 1990 году в Астрахани была учреждена Партия исламского возрождения. Ее задача была таковой: "сплотить мусульман из республик Северного Кавказа, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Заправляли в партии дагестанцы и… казахи".
Хотелось бы спросить у автора, гражданами чьей страны являлись те казахи и были ли они хоть раз на своей исторической родине? Кстати, согласно проведенному журналистскому расследованию и данных компетентных органов Исмаил Джафаров, Бексултан Карыбеков, Елубай Серикбай никогда не посещали Мангистаускую область и ее границ не пересекали.
Также голословно утверждение "о террористических базах, об огромных оружейных складах и приличных деньгах, которые боевики и их финансисты тратят на подкуп казахских чиновников". Мне, как любому жителю области, известно, что основную территорию составляют солончаки и пустыня, в основном здесь труднопроходимые места, практически вся территория – это заповедник, и просторы Мангистау никогда не пустуют. В степи всегда можно встретить то чабана, то охотника, то егеря. Я полагаю, что база террористов должна представлять из себя хоть какие-то строения, где можно жить, укрыться от непогоды, степных бурь и метелей. А для обучения стрельбе должен быть хоть импровизированный, но тир. И самое главное. На территории Мангистау практически нет воды, а имеющиеся источники и колодцы под полным контролем егерей, чабанов, охотников, а также их регулярно посещают пограничники. Чтобы пройти пустыню, надо иметь хорошего проводника. "Здесь нет дорог, здесь сто дорог", – как говорят местные, с которыми незнакомый человек обязательно встретится.
Да и вообще, мысль о том, что в степи разъезжают боевики, тем более из местных, мне кажется абсурдной. Я решила проверить. Побеседовала с местными старожилами (привожу их имена: Суйнов Базарбай, Табылдиев Шалкар, Толенов Туркенбай, Кожашов Улыкпан и др.). Они пояснили, что укромных мест на территории области не существует и каких-либо групп подозрительных лиц, скрывающихся от закона, им за свою долгую жизнь в степи встречать не приходилось. К тому же в случае розыска к ним всегда обращаются пограничники и сотрудники правоохранительных органов, в большинстве сами являющиеся местными и имеющими родственников среди чабанов, охотников и егерей.
Теперь переходим к самому главному. В своей статье автор ссылается на опубликованную в еженедельнике "Лада ТВ Плюс" статью, продемонстрированные на телеканалах "Астана" и "Казахстан" видеоролики, где приводится интервью родителей пяти жителей Жанаозена, погибших в Дагестане. Здесь явно прослеживается своего рода недопонимание смысла информационных материалов. Например, искажен смысл видеосюжета. Сами ролики были направлены на то, чтобы родители не допускали увлечения детьми просмотров сайтов, проповедующих насилие и жестокость, терроризм и экстремизм. В интервью родители высказывали упрек по поводу бесконтрольного выезда их детей на Кавказ. Но сами сообщили, что их дети поехали на свадьбу к другу и оказались не в том месте и не в то время. У автора статьи есть ссылка на то, что журналисты "Лады" провели собственное расследование, которое якобы показало, что в области действует хорошо отлаженная система подготовки боевиков и последующей их заброски в Россию. Могу утверждать, что никакого расследования не проводилось и уж тем более не публиковалось.
Возникает вопрос: откуда у автора столь противоречивые данные?
И последнее: о каком специальном подразделении ФСБ РФ и КНБ Казахстана по выявлению и уничтожению баз боевиков, окопавшихся в Западном Казахстане, а также времени проведения активной фазы операции – март-апрель нынешнего года – говорится в статье? Спросите любого журналиста, когда спецслужбы предоставляли такие открытые данные. Это просто смешно! Кстати, компетентные органы ничего о подобном подразделении не знают. Поэтому статью "Степной фронт" можно отнести просто к провокационным публикациям, даже не требующим обсуждения.