Существенную роль в экономической жизни народов Дагестана играла торговля, носившая из-за отсутствия местной денежной системы больше меновой характер.
Использовавшиеся же деньги представляли собой монеты европейского (голландские гульдены), российского, турецкого и иранского происхождения. Стоимостным эквивалентом во внутренней торговле служили чаще овцы, медные котлы, отрезы сукна или хлопчатобумажной ткани. Иногда происходил прямой обмен: товар на товар. Тем не менее, торговля даже такого уровня позволяла решить многие экономические проблемы, возникавшие из-за различий в хозяйственном развитии разных географических частей Дагестана.
В основе торгово-экономических связей между жителями равнинной и горной частей Дагестана лежала жизненная необходимость для горцев приобретать, в первую очередь, зерно и соль на равнине в обмен на продукцию животноводства и изделия их домашних промыслов, в которых нуждались жители равнинных сел. Эта взаимная заинтересованность жителей разных зон Дагестана в результатах хозяйственной деятельности друг друга и стала главным стимулятором торгово-экономических контактов между ними.
Жители равнины выставляли на продажу зерно, рыбу, соль, фрукты, виноград, нефть, хлопчатобумажные и шелковые ткани, шелк-сырец, марену и другие красильные вещества. В обмен они приобретали у жителей гор и предгорий лес, орудия из металла, оружие, сукно, овчины и другие меховые изделия, скот, мясомолочные продукты, сыр, масло, шкуры, бурки, войлок и войлочные изделия, паласы, ковры, гончарные, деревянные и ювелирные изделия.
Главным же предметом ввоза у горцев было зерно, так как в условиях острого малоземелья собранного урожая им хватало лишь на несколько месяцев. Зерновую проблему большинству жителей гор приходилось ежегодно решать, приобретая его в равнинной части Дагестана или в соседних районах Чечни, Грузии и Азербайджана.
Кроме межрегионального торгового обмена, существовала и внутризональная торговля меду разными селениями: сюргинцы сбывали цудахарцам скот, а акушинцы и лакцы – шерсть. Цудахарцы, в свою очередь, сбывали им высококачественное сукно, фрукты. Излишки зерна, а также фруктов жители отдельных горских селений (Харахи, Гергебиль, Урада, Ругуджа, Кума и др.) продавали своим ближайшим соседям, нуждавшимся в их товарах.
Товары развозили обычно по главным площадям больших сел – центрам союзов сельских обществ или резиденциям феодальных владетелей.
Известными торговыми центрами были Дербент, Тарки, Эндирей, Аксай, Карабудахкент, Буйнак, Дженгутай, Дылым, Маджалис, Акуша, Усиша, Цудахар, Кумух, Ахты, Рутул, Курах, Куба, Хив, Хунзах, Чох, Согратль, Ругуджа, Ахвах, Ботлих, Карадах, Анди, Уркарах.
Особое значение как центры международной и региональной торговли в равнинной части Дагестана имели Дербент (для Южного Дагестана), Тарки (для Среднего Дагестана) и Эндирей (для Засулакской части Дагестана), через которые проходила сухопутная трасса мирового шелкового пути из Азии в Европу. Эту трассу использовали для перевозки своих товаров в Дербент и обратно жители Приморского Дагестана.
Общедагестанского масштаба торговый путь проходил и по Внутреннему Дагестану. Он шел с юга на север (в обход Дербента и всей приморской полосы) по долине реки Самур, через Курах с выходом на Хосрех, далее спускался вниз и шел к Кумуху. Оттуда трасса шла на Чох, Гидатль и далее через селения на Андийское Койсу и Чечню.
Имелись и пути, связывающие горные районы Дагестана с равнинными. Таков был путь из Тарков в Торкалы, Кафыркумух, а оттуда в Казикумух с продолжением через Дюльтидагский перевал в Закаталы. Трасса Кумух – Хуна – Уллучара – Танты – Гапшима – Акуша – Великент соединяла лакцев и даргинцев с равниной, «большая дорога» Губден – Карабудахкент – Гелли – Атлы – Дургели – Дженгутай – Буглен – Верхнее Казанище – Нижнее Эрпели – Верхнее Эрпели – Какашура – Капчугай – Чиркей – Эндирей – Аксай – Костек связывала весь Дагестан.
Север горной зоны Дагестана (Анди, Гумбет) был связан с равнинной частью (с Эндиреем) дорогой через салатавские села: Хубар, Гертма, Чиркей, Чирката, Буртунай, Аргвани, Ихали.