На Северном Кавказе в последней декаде марта начали возникать конфликтные ситуации из-за изменения системы сбора платежей за газ с потребителей. ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» 15 марта объявило о том, что с 1 апреля в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии закрываются все кассы этой компании, в которых до этого собирались платежи за газ.
Вместо этого платежи будут осуществляться через компании, с которыми ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" заключило для этого специальный договор. Во все четырех республиках это отделения Сбербанка, Россельхозбанка и ФГУП "Почта России". Кроме того, в ряде регионов полномочия по сбору платежей получили некоторые местные банки и рассчетно-кассовые центры. Тем самым изменилась привычная система сбора платежей за газ в северокавказских регионах.
ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" — дочерняя структура ОАО "Газпром". Она осуществляет поставки газа потребителям Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Генеральный директор компании — Рауль Арашуков, выходец из Карачаево-Черкесии (его сын Рауф Арашуков с 2008 по 2010 год возглавлял Хабезский район Карачаево-Черкесии, а в марте 2011 года, после вступления в должность нового главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, стал вице-премьером этой республики). Новый порядок сбора платежей распространяется на все ответственности данной компании, кроме Карачаево-Черкесии.
Острую реакцию изменение порядка сбора платежей вызвало в Дагестане. В столице этой республике Махачкале 25 марта были закрыты кассы Межрегионгаза, находящиеся на улице Чернышевского. После этого, 28 марта, работники дагестанского филиала ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" провели митинг возле здания касс, а 29 марта — на центральной площади Махачкалы перед Домом правительства. Протест у них вызвала информация о том, что в Махачкале функции по сбору платежей за газ якобы передаются ООО "Энергосбыт-1", директором которого является Ислам Гусейханов, избранный в марте в Народного Собрание Дагестана. По данным местных СМИ, он является племянником мэра Махачкалы Саида Амирова. Отметим, что в официальном сообщении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" об изменении порядка оплаты компания "Энергосбыт-1" не упоминается.
Также протестующие встречались с директором дагестанского филиала газовой компании, депутат Народного Собрания Дагестана Мурадом Гаджиевым. Дагестанский еженедельник "Черновик" так описывает эту встречу: Директор филиала Мурад Гаджиев был немного обескуражен видом нескольких десятков крепко сложенных ребят в своей приёмной, но тем не менее пригласил их представителей пройти в кабинет и обсудить создавшуюся ситуацию. Однако в кабинет зашло ровно столько людей, сколько смогло вместить помещение. Около пятидесяти молодых людей начали осторожно вести диалог, но, раздражённые спокойствием Гаджиева, стали словесно атаковать его. "Мурад, мы же все поддержали, когда тебя назначили на эту должность. Неужели ты не в состоянии повлиять на кадровую политику в своей же структуре?" — потребовал ответа один из ребят. Слова Гаджиева о том, что никто никого не назначал и никакого официального приказа нет, вывели присутствовавших из себя. "Мы слово даём, не назначат на эту должность Ислама (Гусейханова — ИА REGNUM). Если нас не послушаются, мы прибегнем к другим методам", — ударив кулаком по столу, пригрозил один из сотрудников абонентской службы".
Позднее, 30 марта, ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" официально опровергло информацию о том, что абонентская служба в Махачкале переводится в ведение города. Отметим, что, по версии газеты "Черновик", именно переход сбора платежей "под крыло" мэра Махачкалы Саида Амирова вызвал наиболее негативную реакцию сотрудников газовых касс. В этой реакции газета отметила и межэтнический аспект. Другой дагестанский еженедельник, "Новое дело", со своей стороны, полагает, что в действительности протесты работников связаны с нежеланием потерять доступ к сбору наличных платежей, который в Дагестане часто производят контролеры, обходящие квартиры в жилом сектора. "Есть основания предположить, что истинная мотивировка акции протеста была скорее экономической, чем национальной: одни боятся потерять работу, другие — не хотят терять контроль над потоками довольно крупных денежных средств", — пишет "Новое дело".
С участниками акций протеста встречался руководитель администрации президента Дагестана Гасан Идрисов. Несмотря на заявления газовой компании, судьба касс, работники которых выходили на митинг, остается неясной.