От цвета к свету, или Траектория взлета

В живописи Хаджи-Мурада Алиханова, разнообразной по технике исполнения, я нахожу редкий сплав эмоции и рефлексии. Ощущение такое, что Хаджи-Мурад не только чувствует цветом, но и думает им. И в то же время энергия ритмических цветовых пульсаций на его полотнах отсылает, например, к неувядающей врубелевской магии, навсегда сохранившей привкус волнующей тайны…

Хаджи-Мурад одинаково уверенно чувствует себя и в реалистическом письме, и в абстрактной нефигуративной живописи. Узнаваемая реальность и авторская мифология, эмпирический план и метафоричность перетекают, дополняют друг друга, возвращая зрителю чувство многомерности жизни.
В городских пейзажах, в реалистически воссозданных архитектурных фасадах старых московских домов зримо проявлена одухотворенность цвета – то сумеречного («Остоженка. Дом музыканта»), то поэтически-притягательного («Пречистенка. Чугунные кружева», «Староконюшенный переулок, Зеленый дом»). В них нетрудно уловить тепло ностальгической интонаци. дом»). В них нетрудно уловить тепло ностальгической интонации, атмосферу умиротворенности и в то же время обаяние чего-то навсегда утраченного.
А вот другой Хаджи-Мурад: взорванная фактура упорядоченных предметов и линий, полет свободной абстракции («Туннель времени», «Дама», «Слушая Баха»), неизбывная щедрость красок и творческого воображения.
Не могу не сказать о виртуозно исполненном карандашном наброске «Двое» и, конечно, об утонченной стилистике двух любимых моих полотен: «Большая обнаженная на красном фоне» и «Девушка и скрипка». Сдержанно-декоративный колорит этих картин, пластика и поэтика художественных пространств обнаруживают редкую соразмерность доминирующего красного цвета и композиционно-изобразительных решений и, следовательно, безупречное чувство эстетической меры.
Хаджи-Мурад, как всякий подлинный художник, созидает свой миф, удерживающий в себе память о дагестанском первоистоке, о филигранных горских письменах, о сакральных смыслах родной культуры. Психологическая точность, например, портретов поэта Абуталиба и композитора Чалаева безошибочно выдает то, что можно назвать генетическим кодом дагестанской ментальности. Но и беспредметная живопись («У моря. Детство. Отрочество») способна не менее выразительно передать ту же корневую суть в наплыве впечатлений, возвращающих в мир детства.
Оставаясь внутренним камертоном творческих исканий, эта неразделенность самобытности и современных стилевых новаций своеобразно преломляется в каждой картине Хаджи-Мурада.
Сопоставьте полотна, созданные в разные годы, и вы согласитесь с тем, что Хаджи-Мурад как творец не знает отдыха на своем пути. Для меня очевиден этот эффект преодоления художником самого себя, своих вчерашних приоритетов. Усложняются творческие задачи, обновляется язык самовыражения, расширяется репертуар приемов.
Эту траекторию профессионального роста и, если брать по большому счету, эту духовную самореализацию художника и человека в полной мере отразили звучащие краски Хаджи-Мурада Алиханова.

Казбек Султанов,
профессор Института мировой литературы

 

Сегодня на счету Хаджи-Мурада Алиханова десятки коллективных и персональных выставок, которые принесли ему настоящее признание и славу. Его произведения экспонировались во многих странах мира, являются собственностью отечественных и зарубежных музейных и частных коллекций.
Основная тема творчества художника, цитируя его собственные высказывания – «это прежде всего цвет». Создавая свои композиции, художник мыслит исключительно цветом, который является главным средством художественной выразительности образа. Живописная система Хаджи-Мурада Алиханова включает в себя многие стили и направления, уже ставшие классическим наследием в мировой визуальной культуре. Они вкраплены в сплав его чувственных переживаний, в драгоценную фактуру его мерцающей живописи, «фосфоресцируя», по выражению Осипа Мандельштама, «пляской светлячков».
В 1968 году Алиханов окончил Дагестанское художественное училище, где всерьез увлекся исследованиями Эйзенштейна о цвете. Окончив училище, Хаджи-Мурад поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Учеба в этом городе дала ему возможность посещать Эрмитаж, библиотеки, лекции и репетиции Товстоногова в большом драматическом театре. Как стипендиат Союза художников СССР, Алиханов бывал в Домах творчества в Крыму и Подмосковье, где собирались художники со всей страны. В итоге незаурядный и самобытный талант художника покорил многих знатоков, ценителей и любителей изобразительного искусства.
Искусство Хаджи-Мурада Алиханова существует в своей полноте и гармоническом равновесии, но его зрелость не теряет великого детского чувства удивления и благоговения перед тайной и чудом окружающего мира.

 

 

 

 

Источник: http://www.alihanov.ru/biografi.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *