Дети — дары Всевышнего Аллаха, которые Он дает родителям, и они имеют большие права, и одно из первых их прав — выбор хорошего имени, которое ребенок будет носить всю свою будущую жизнь.
Аль-Маварди отмечал в своей книге «Насыхат аль-мулюк»: «…и когда рождается ребенок, одним из первых проявлений почета к нему является украшение его хорошим именем, и воистину, красивое имя производит хорошее впечатление на людей, как только они его слышат». Существуют некоторые положения, которых желательно придерживаться до окончательного выбора имени.
Аль-Маварди упомянул в своей книге некоторые желательные вещи относительно имен, среди них: «…чтобы имя имело хорошее значение, подходило к названному человеку, употреблялось среди людей его религии, социального слоя и положения».
1. Родители должны выбрать хорошее имя для своего ребенка, чтобы оно не было странным или из ряда вон выходящим в том обществе, где они живут. Странность имени может стать причиной насмешек над самим именем или его носителем, и человек может стесняться произносить свое имя перед людьми. Поэтому тот, кто хочет назвать ребенка именами сподвижников, пророков и благочестивых мусульман, должен выбрать из их имен такое, которое подходит человеку, его обществу и народу.
2. Неарабам необязательно называть арабскими именами. Однако обязательным является отдаляться от имен, использующихся в основном среди людей других конфессий: «…как Джирджис (Георгий), Бутрус (Петр), Юханна (Иоанн), Мата (Матвей) и т.д. — недозволенно мусульманам называть этими именами, так как в этом содержится подражание христианам» («Ахкам ахль аз-зимма», Ибн аль-Къаййима, 3251).
Если же имя неарабское, но имеет хорошее приятное значение, то нет греха в его использовании и назывании им. Посланники и пророки носили имена и называли своих детей хорошими именами, и их имена не обязательно были арабскими, например: Исраиль, Исхак, Муса и Харун.
3. Следует избегать некрасивых имен или тех, которые восхваляют своих носителей.
По мнению Ат-Табари: «Не следует называть именем с некрасивым значением, именем, в котором содержится тазкия (восхваление), или именем с ругательным значением, даже если это просто имя и не имеется в виду его истинное значение. Нежелательно то, что когда другой человек услышит такое имя, он будет думать, что это описание человека, которого так зовут. Поэтому Пророк (мир ему) изменял подобные имена на такие, значения которых были правдивыми для названных так людей».
4. В женских именах необходимо избегать имен с возбуждающими похоть значениями, как Фитна («смута») или Фатен («очаровывающая»), Нахеда («женщина с поднятой выдающейся грудью»). Что касается разрешенных женских имен, то их так много, что невозможно собрать в одном месте. Упомянем некоторые из них: Амина — «находящаяся в безопасности, не боящаяся, спокойная»; Шейма — «обладающая достоинствами и хорошими свойствами»; Аиша — «живая, живущая»; Асма — считается, что это имя образовано от «васама» — «привлекательность» или от «сумувв» — «высота»; Алия — «высокая»; Джувайрия — уменьшительная форма слова «джария» — «девушка», и это имя одной из жен Пророка (мир ему); Рахма — «милость, милосердие»; Басма — «улыбка»; Разан — «солидная, достойная женщина»; Афаф — «целомудрие»; Зейнаб — название дерева с приятным запахом; Сара — «радующая, приносящая радость»; Меймуна — «благословенная»; Рания — «пристально, не моргая смотрящая»; Суад — «счастье, удача, благословение»; Сальма — «нежная», так же от слова «саляма» — «безопасность, целость, благополучие, здравость»; Нура — «луч света»; Сумайя — уменьшительная форма слова «сама» — «небо», также имеет значение «возвышенная, высокая»; Хаджар — «хороший, красивый, выдающийся».
Всевышний знает лучше.