Очередные выборы в парламент республики прошли с многочисленными нарушениями
13 марта состоялись выборы в НС РД пятого созыва, где будут заседать уже 90 депутатов — на 18 больше, чем в предыдущем созыве. Депутатский корпус уже во второй раз формируется по партийной системе. Анализ хода самой избирательной кампании снова опроверг известную сентенцию, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Дагестанская политика не то, что дважды — в течение всего постперестроечного времени только тем и занята, что снова и снова повторяет один и тот же путь со всеми вытекающими отсюда нехорошими последствиями.
Симпатии и антипатии
Жители республики вновь, согласно официальным данным избиркома Дагестана, проявили высокую гражданскую активность и зрелость, так как на руки было получено до 90% бюллетеней. За «Единую Россию» проголосовали 841650 человек (66.26%), «Справедливая Россия» получила 157252 голосов (12.38), «Патриоты России» — 117911 (9.28), КПРФ — 98642 (7.77), «Правое дело» — 50172 (3.95) и ЛДПР — 639 (0.05).
Сравнительно с избирательной кампанией 2007 года самые чувствительные потери понесла ЛДПР, тогда за нее проголосовал 9221 человек. На рейтинге партии катастрофическим образом сказались националистические высказывания ее лидера, вице-спикера Госдумы России Владимира Жириновского. Большинство голосов ЛДПР получила в Ботлихском районе. Достоверный источник сообщил, что шовинизм ЛДПР пришелся по душе 244 военнослужащим из военного городка, остальные 110 голосов получены из селения Алак. Во многих городах и районах республики ЛДПР не получила ни одного голоса.
Наибольший процент симпатий к «ЕР» выявлен в Левашинском районе — 94, Агульском — 87.7, Кумторкалинском — 85.0, Чародинском — 82.8, Цумадинском — 77.5, городе Избербаше — 79.2%. Партия власти проиграла в Ногайском районе, здесь за нее проголосовало только 26.7% избирателей (большинство голосовали за коммуниста Мурзадина Авезова), в Рутульском она получила 37.9% голосов, Казбековском — 42.6 и Кайтагском — 49.6.
Самую высокую оценку прошедшим выборам по привычке дала высокая власть, свое мнение высказали федеральные и дагестанские чиновники, имеющие прямое отношение к процессу. Председатель избирательной комиссии Дагестана Магомед Дибиров с умилением рассказал, что «выборы в Народное собрание — важное событие в жизни Дагестана, так как это главные выборы республики, и интерес к ним огромный у подавляющей части населения. В большинстве своем кандидаты — уважаемые в республике люди, и поэтому они имеют соответствующую поддержку среди населения, что является причиной высокой явки на выборы».
Прикомандированные в Дагестан члены ЦИК России Василий Волков и Сиябшах Шапиев согласились с ним, дополнив, что избирательная кампания прошла строго в рамках закона. Остался доволен прошедшими выборами и кандидат в депутаты парламента Дагестана от «СР», бывший руководитель фракции одноименной партии в парламенте Дагестана Камил Давдиев: «Избирательная кампания прошла без особых происшествий, дагестанцы приняли самое активное участие в выборах. Мелкие нарушения были, но они никак не повлияли на конечные результаты». Давдиев считает, что административный ресурс мало давал о себе знать: «С натяжкой к административному ресурсу можно причислить то, что в списках «ЕР» первые места занимали руководители республики и муниципальных образований. Остальных проявлений мобилизаций властных ресурсов я не знаю». В головном офисе и пресс-службе «ЕР» от комментариев отказались. Подобному поведению можно найти двоякое объяснение: или партии власти стыдно за то, как прошла избирательная кампания, или «ЕР» считает, что она может игнорировать мнение СМИ и общества. Более верной представляется вторая версия, так как в структуре и в предвыборные дни не сочли нужным дать журналистам ответы на ряд вопросов, имеющих прямое отношение к выборам.
«Колоссальные безобразия»
Зато коммунисты, характеризуя итоги избирательной кампании, в выражениях не стеснялись. «Выборов как таковых не было, — возмущается руководитель КПРФ в Дагестане Махмуд Махмудов. — Были громадные, колоссальные безобразия, которых даже раньше не было. Скажем, в Каспийске произошло то же самое, что было и на местных выборах 10 октября, только еще хлеще: целые вооруженные группы заходили на участки, отбирали ключи у председателя, забирали бюллетени, отмечали, вбрасывали их в урны и уходили на следующий участок. Примерно то же самое происходило в Дагестанских Огнях». К сожалению, есть множество фактов, которые подтверждают правоту Махмудова, показывают, что выборы в очередной раз превратились в отвратительную пародию на них и элементарную манипуляцию с цифрами. Я разговаривал со многими знакомыми и незнакомыми людьми, ни один из них не пошел на выборы, а те, которые присутствовали на участках для голосования в силу разных обстоятельств, участвовали в избирательной кампании, отмечали не только апатию избирателей, но и многочисленные нарушения.
Естественно, чиновники, понимая, что выборы могут стать провальными из-за низкой явки, пытались провести мобилизацию электората путем угроз, разнообразных обещаний, но ничего из этой идеи не вышло.
«С 8 до 20 часов сидел на избирательном участке №1118 Махачкалы, — рассказывает председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. — До 12 часов проголосовал лишь 71 человек, но председатель участковой избирательной комиссии Галина Кравцова, ее члены довели эту цифру до 523 человек путем вброса дополнительных бюллетеней. При мне избирателям на руки выдавали по два-три бюллетеня. К моменту закрытия участок посетил 131 человек, что составляет 6,6% от общего количества избирателей. Я созвонился со знакомыми журналистами, такое поведение кое-кому не понравилось. Кравцова, члены участковой избирательной комиссии перестали со мной разговаривать. Потом пришли какие-то молодые люди и заявили, что такие, как я, портят имидж республики. Прозвучали и рекомендации полицейским, чтобы меня немедленно вывели из помещения, но когда один рядовой бросился выполнять поручение, его остановил майор полиции, который сказал, что такова моя работа».
В последующем детали инцидента у наблюдателя выясняли сотрудники прокуратуры: «В 16 часов пришли люди из прокуратуры. Они переговорили со мной, заполнили соответствующие бумаги. Когда сотрудники попросили членов участковой избирательной комиссии дать объяснительные, последние отказались, заявив, что дадут их после окончания выборов».
Нухкади Рабазанов, председатель участковой избирательной комиссии №1078, к которому приписан и президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, сообщил, что уже проголосовало около 100 человек. По его мнению, явка улучшится после того, как проголосует руководитель республики. «Везде охрана. Наверное, люди ждут, пока президент Дагестана проголосует и уйдут вооруженные люди», — заявил Рабазанов.
Удивительное — рядом
В ходе нынешних выборов, как и в предшествующие годы, много говорилось о том, что голоса избирателей самой высокой властью давным-давно распределены между партиями. Конечно, роль триумфатора досталась «ЕР», остальные партии ожесточенно торговались вплоть до последнего дня.
Симптоматично, что сопредседатель партии «ПД» Леонид Гозман, который в дни выборов находился в Дагестане, заявил представителям СМИ, что избирательный процесс прошел без особых эксцессов. Удивительное заявление для руководителя партии, позиционирующей себя демократически-либеральной, но многое прояснилось, когда после заявления Гозмана цифры в поддержку «ПД» на сайте избиркома Дагестана медленно стали приближаться к заветным пяти процентам, да и сам Гозман скромно отметил, что «по неофициальной информации, мы этот барьер проходим».
На напряженность закулисных переговоров указывала и статистика того же сайта избиркома, которая зачастую не менялась в течение многих часов, хотя процесс должен был идти чуть ли не в режиме он-лайн. И в подобной ситуации лишь усмешку вызывает утверждение Волкова, что протоколы обрабатываются так долго в целях безопасности, мол, Дагестан — особый регион, поэтому «документы участковых комиссий в территориальные было решено перевозить только днем». Видимо, член ЦИК России не приметил, что вплоть до последнего времени никакую информацию не подавали отдельные избирательные комиссии Махачкалы, хотя все данные уже поступили из самых отдаленных горных районов.
Есть еще один момент, который также наглядно демонстрирует теневые стороны нынешнего выборного процесса. Когда за все партии, кроме «ЕР», в отдельных населенных пунктах не голосует ни один человек, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что представители избирательных комиссий слишком увлеклись нарушениями, так как во всех районах и городах имеются как минимум один-два члена тех же партий. Эксперты в Дагестане давно определились с электоральными пристрастиями дагестанцев, и когда, допустим, в Гумбетовском районе коммунисты ничего не получают, все понимают, что тут дело, мягко выражаясь, нечисто.
Конечно, в нынешних выборах огромную роль по традиции сыграл фактор родства, кумовства, землячества и так далее. Фактов, это подтверждающих, огромное количество.
К прошедшей избирательной кампании, конечно, можно подойти по-разному, но аномалия в умах не только власти, но и обывателя видна из откровений одного моего знакомого: «Хорошо было раньше, когда наш голос чего-то стоил. Торги не только пополняли наш карман, но и частично решали общественные проблемы: кандидаты асфальтировали дороги, помогали с электроснабжением и так далее. Теперь нас лишили и этого. Сволочи эти чиновники».
Источник: http://www.moidagestan.ru/news/analytics/5567?PHPSESSID=939gvlk48bq1ernu2kt7rena77