Известный кавказский историк XIX века П. Бутков о дагестанцах писал следующее: «В домашнем быту кротки, гостеприимны, верны дружбе до великодушия; целомудренны, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей».
По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять кунака. Гостя принимали в любое время дня и ночи. У багулалцев существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если появится гость.
Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди), обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться в этом ауле. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, то предпочтение принять его уступалось старшему.
В западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным. Гость ни в чем не должен был нуждаться – таков неписаный закон горцев. Учитывая, что путешественник в пути мог промокнуть или промерзнуть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные только для гостей. Этот обычай распространен и сейчас.
Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжих ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи. Когда гость отправлялся в дальнейший путь, хозяин провожал его за ворота или даже за аул.
В горах с исключительным уважением относились к гостям, особенно к чужестранцам. Их не давали в обиду. Позором считалось, если бы кто-либо оскорбил гостя – хозяин в этом случае должен был отомстить оскорбителю.
Если даже требования приезжего гостя были несправедливыми, обычай все равно предписывал удовлетворять их. В ауле Мекеги был такой случай. Однажды житель этого селения продал какому-то проезжему кунаку коня. Когда купивший приехал домой, ему показалось, что его обманули. Он вернулся в Мекеги и потребовал вернуть половину денег. Мекегинцы видели, что он не прав, но все же выступили на стороне пришельца и сказали, что надо удовлетворить все его притязания.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=15326