Асхабов Асхаб Магомедович
Родился 17 августа 1948 г., с.Хуштада Цумадинского района РД. Специалист в области теоретической и экспериментальной минералогии, минералогической кристаллографии и кристаллогенезиса. Работает в Сыктывкаре (Республика Коми).
Заведует лабораторией Коминского научного центра Уральское отделения РАН, член-корреспондент по отделению геологии, геофизики, геохимии и горных наук (минералогия) с 30 мая 1997 г. Автор многих научных работ, в том числе и "Кватаронной концепции в кристаллографии, минералогии и смежных науках".
Не напрягайте память, об этой концепции вам в школе не рассказывали, вы этого не проходили. Это слово придумал сам ученый.
Это так?
За границей меня тоже часто спрашивают, откуда слово. Но сейчас (смеется: ) уже привыкли. Дело в том, что в аварском языке есть слово "кватора" — "мячик". Частицы, о которых я пишу в работе, принимают специфическую круглую форму, напоминающую мяч, а мне хотелось донести более точный смысл этого состояния.
Наверное, вы не первый, кто так ассоциативно дает название своим открытиям?:
Наверное. Знаю, что когда была обнаружена частица из углеродных атомов, связанных между собой и напоминающих футбольный мячик, ей дали имя автора архитектурного сооружения, в форме которого открыватель увидел сходство с частицами. Архитектора звали Так-листер Фуллер. Естественно, после "обкатки" на языке слово приобрело несколько иное звучание: частицы стали называться — руллерены.
Как получилось, что вы занялись научной деятельностью?
С малого детства был ориентирован на умственную работу, да и учителя не давали спуску в этом плане. Так что об этом не сожалею. Учился в сельской школе Цумадинского района. В 1973 году уехал в Воркуту, где доучивался в 10-м классе. Причем, когда я туда пришел, распределили на класс ниже. Но я успел изучить программу и закончил школу на отлично, кстати, стал самым первым отличником в ее стенах. В Перми поступил в институт, а третий и пятый курсы учился здесь, в ДГУ, на физика.
— А как случился Сыктывкар?
— Поступил там в аспирантуру по специальности геология, а института физики там нет. Поэтому пришлось максимально использовать знания и по физике, и по геологии, чтобы взяться за труд. Кристаллография мой конек. А вообще, кристаллы я бы назвал "письмами из прошлого". Изучая их, можно определить, в каких условиях они образовались, соответственно — как формировалась жизнь.
Какой именно аспект кристаллографии вы изучаете?
Сегодня состояние вещества в области "нано" интересует многих, заинтересовало и меня. Слово "нано" нынче в моде. "Нано" — чуть больше чем отдельные атомы, но все равно меньше них. В середине прошлого века ученые-физики ударились в атомную, ядерную физику; а промежуточный уровень, когда объект состоит из десятка, сотен атомов, этот размерный уровень остался неизученным. И теперь, когда ученые с головой окунаются в "нано", многие правила оказались неприемлемыми. Поэтому в своей научной деятельности пытаюсь заполнить пробелы.
Почему вы не вернулись на родину или не работаете в Москве?
В той области кристаллографии, в которой работаю я, именно Сыктывкар считается наиболее продвинутым городом, научные центры которого оснащены как надо. Это дает возможность полноценно заниматься научной работой. Первые годы меня тянуло на родину, но потом привык. Сейчас другая проблема — дети выросли и уехали в Москву, а жена все говорит: поедем туда, ближе к детям.
Москва — это же возможность карьеры, больших денег:
Если человека интересует служебная карьера, может быть, но у меня к этому интереса нет. Привлекает чисто научный труд: написать работу, защитить ее и т. д.
А Америка? Не хотелось бы "утечь" туда?
— Приезжают, предлагают жить и работать там: Но лучше приведу пример: своему сыну, который жил в Америке, говорю: может, останешься там: Он отвечает: ты, папа, меня не ругай, я и в России никогда плохо не жил. А ехать за большими деньгами считаю глупостью. Сейчас работаю с заграницей в качестве консультанта — по Интернету пересылаю ответы. И так езжу туда 1-2 раза в год.
Можно сказать, что вы занимаетесь прикладной наукой?
Более чем. Сегодня легче назвать ту сферу жизни и деятельности человека, в которой кристаллы не применялись бы. Любое современное достижение: телевидение, средства связи, космические объекты изготавливаются на их основе. Эти кристаллы выращиваются и порой неотличимы от настоящих.
Грубо говоря, вы можете вырастить алмазы?
Я не могу, но у меня в лаборатории работали ученые, которые занимались их взращиванием. В перестроечные времена даже старались создать предприятие, но дело не пошло.
Невыгодно..?
Не потому, что невыгодно, не хватило средств.
В чем заключается фундаментальное значение идеи ваших кватаронов для развития теории роста кристаллов?
Она позволяет решить дискуссионный вопрос о природе и размерах кристаллообразующих частиц. Нами показано, что основными строительными единицами роста кристаллов являются некристаллические кластеры — кватароны, радиус которых не превосходит 0,6 нм. Кроме того, в рамках теории кластерной самоорганизации вещества находят объяснения все фундаментальные закономерности роста кристаллов: кинетика их роста, образование дефектов, вхождение примесей.
— Сотрудничаете ли вы с дагестанскими учеными в области изучения кристаллов?
Не приходилось, но хочу отметить, что школа кристаллографии в Махачкале довольно крепкая. Своим учителем считаю Хандуллу Ашиковича Магомедова. Он читал нам в ДГУ блестящие лекции по этой теме.
Вы преподаете? Это сторона вашей научной деятельности, а педагогическая?
Читаю лекции в Москве. Из Махачкалы пока конкретных предложений не было, но предполагаю, что будут.
Пошли ли дети по вашим стопам?
К сожалению, нет. Но они преуспевают в жизни. Одно время дочь составляла "Автоматизированный словарь русских диалектов на Севере", но потом ушла в журналистику. Сейчас работает в телекомпании "СТС". А сын Магомед — экономист, работает в крупной консалтинговой компании.
Источник: http://www.tsumada.ru/ru/text/12