Борьба за трубопроводы
Каспийский регион ценен не только потенциальными возможностями нефтедобычи (по оценкам аналитических центров, запасы нефти и природного газа в Каспийском регионе составляют 100 миллиардов баррелей). Не меньший интерес для России, как впрочем, и для остальных игроков на каспийской шахматной доске, представляют коммуникационные, транспортные, транзитные возможности этого региона.
Каспийский регион, включенный Збигневым Бжезинским в эпицентр "евразийских Балкан", сегодня играет ключевую роль в конкурентной борьбе мировых и региональных держав. Мировые державы (США, Евросоюз) пытаются использовать Каспийский регион для контроля над Евразией и русским влиянием в Европе. Региональные державы (Турция, Иран, Индия, Китай) стремятся усилить свое политическое и экономическое присутствие в регионе Каспия для того, чтобы изменить баланс сил в свою пользу, воспользовавшись падением веса России, а также для получения возможностей геополитической игры с великими державами. Россия, уже де-факто потерявшая статус мировой великой державы, но еще не скатившаяся до категории региональной, пытается сегодня обеспечить себе "историческую пенсию" — как некогда великой империи, стараясь превратить Каспийский регион в один из источников доходов в постимперскую эпоху.
Борьба за трубопроводы
Каспийский регион ценен не только потенциальными возможностями нефтедобычи (по оценкам аналитических центров, запасы нефти и природного газа в Каспийском регионе составляют 100 миллиардов баррелей). Не меньший интерес для России, как впрочем, и для остальных игроков на каспийской шахматной доске, представляют коммуникационные, транспортные, транзитные возможности этого региона. Существует уже несколько серьезных транзитных проектов, которые предполагают развитие Каспийского региона именно как большого евразийского перекрестка, региона-посредника, способного радикальным образом модернизировать мировую индустрию посредничества и транспортных коммуникаций.
Когда империя стареет и не имеет больше сил чтобы воевать, она начинает заниматься торговлей и коммерческим посредничеством. Россия сегодня — это стареющая империя, ей уже не интересно воевать (потому, что вероятность воинских успехов слишком мала), ее больше привлекают манипуляции с капиталом, торговые проекты, развитие посреднических возможностей. Легионеры уходят в барахольщики, генералы КГБ — в финансовые спекулянты. Это нерушимые тенденции сегодняшнего дня. Поэтому модернизация Евразии из военного лагеря в континентальный универмаг и гигантскую перевалочную станцию — это сегодня едва ли не одна из ключевых проблем для постимперской российской элиты. Эпизодическое надувание давно сдувшихся щек Третьего Рима, проявляющееся в державной риторике кремлевских лидеров последних 20 лет, похоже, выполняет декоративную функцию. Стареющая империя напоминает миру о своем былом могуществе и "русской угрозе" лишь когда ей пытаются помешать реализовать какой-нибудь очередной большой коммерческий проект.
Каспийский регион — это историческая пенсия для России. Именно поэтому Кремль и крупный российский бизнес сегодня активно осваивает эпицентр "евразийских Балкан". Активность России на Кавказе, в Грузии, Абхазии, борьба с бандитизмом на Северном Кавказе, в Чечне — это меры по укреплению русского присутствия в Каспийском регионе. Военно-политическими мерами решается сугубо экономическая задача, жизненно важная для постимперских российских элит. Они пытаются успеть конвертировать разрушающееся военное могущество в модернизацию экономической системы Каспийского региона, сохранить за постимперскими российскими политическими и экономическими элитами возможность доступа к Каспию и его перспективам. Ведь как справедливо заметил Збигнев Бжезинский в своей "Великой шахматной доске", "тот, кто будет доминировать в вопросе доступа к данному региону, скорее всего и окажется в выигрыше в геополитическом и экономическом плане".
Последние десять лет русские элиты активно занимались развитием трубопроводного направления в модернизации транзитной системы Каспия. Вопросы прокладки трубопроводов, по мнению Бжезинского, являлись до сих пор едва ли не самыми главными для определения будущего бассейна каспийского моря и Средней Азии. "Если основные трубопроводы в регион, — писал Збигнев Бжезинский. — будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в Новороссийске на Черном море, то политические последствия этого дадут о себе знать без какой бы то ни было открытой демонстрации силы со стороны России. Регион останется в политической зависимости, а Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить новые богатства региона. И, наоборот, если еще один трубопровод проляжет через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону".
В настоящее время в Каспийском регионе фактически действуют лишь два экспортных трубопровода, обеспечивающих экспорт каспийской нефти. Это "Баку — Супса" и "Атырау — Самара". "Бездействие мощного трубопровода "Баку — Новороссийск" из-за последствий военных действий в Чечне является не только одним из узких мест, но и возможным проигрышем России по вопросу транспортировки азербайджанской нефти", — полагают эксперты А. Ковтунов, А. Котляренко и П. Куренков.
Америка, не желающая способствовать обеспечению спокойной исторической старости бывшего соперника, предпринимает, по признанию автора "Великой шахматной доски", серьезные усилия, чтобы разрушить попытки России на монопольный доступ к Каспийскому региону. Цель США — получение неограниченного доступа в бассейн Каспия для себя и для своих партнеров и союзников. В каком-то смысле, доступность Каспия становится для США одним из инструментов построения новых коалиций союзников и удержания старых. "Вашингтон уже наложил руку на местную промышленность, связанную с углеводородным сырьем, осуществляя совместно с британскими компаниями контроль над 27 процентами нефтяных месторождений Каспия и 40 процентами месторождений природного газа. В прошлом (2002-м — Прим. А.С.) году они вплотную занялись нефтепроводом "Баку — Джейхан", который позволит транспортировать каспийскую нефть в Европу, не прибегая к услугам России. При этом речь идет о важнейшей со времени коллапса Советского Союза евразийской инициативе Америки", — констатировал автор Junge Welt.
Транзитная геополитика
"Трубопроводная геополитика", впрочем, является сегодня не единственным направлением экономической модернизации Каспийского региона. Самое серьезное развитие получают проекты новых транспортных коридоров с использованием возможностей Каспия. За этими проектами большое будущее, они способны стать для постимперской элиты России не только источниками сверхдоходов, но и частью системы по организации более комфортного исторического старения империи.
По оценкам С. Попова, сегодня существует шесть вариантов возможной доставки грузов из Ирана, Индии и стан Юго-Восточной Азии в Россию, Финляндию и в страны Евросоюза. Из этих шести вариантов два связаны с транзитом через Суэцкий канал, а четыре — через каспийский транзит. В каспийских транзитных проектах предполагается активно использовать территории субъектов Южного федерального округа — Дагестана, Калмыкии, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей. Ключевыми зарубежными партнерами для России в этих проектах являются Иран, Индия и, в какой-то мере, Турция. В этом смысле последние визиты Президента России Владимира Путина в Дели и Стамбул, видимо, можно рассматривать как проявление особого внимания Кремля к потенциальным участникам новых транзитных проектов в Каспийском регионе.
Стратегическая идея всех каспийских проектов — морской транзит товаров из Юго-Восточной Азии и Индии в океанские порты Ирана, затем транспортировка их по железной дороге в Амир
-Аббад и другие каспийские портовые города на севере Ирана. Оттуда на специальной паромной переправе товары поставляются по Каспийскому морю в порты Лагань (Калмыкия), Оля (Астраханская область), либо в Дагестан. Затем по железной дороге либо через Ростов-на-Дону, либо через Волгоград товары перевозятся в Москву и Санкт-Петербург и далее в страны Евросоюза. В подобном режиме будет функционировать международный транспортный коридор "Север — Юг". По оценкам экспертов Министерства транспорта РФ, объем грузопотока по этому коридору в ближайшие годы может превысить 15 миллионов тонн. Проведенные экспериментальные перевозки контейнеров из Индии по территориям Ирана и России в страны Скандинавии еще в 2001 году убедительно показали, что новый транспортный коридор составит эффективную конкуренцию маршруту через Суэцкий канал. Уже сегодня транспортировка грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Европу через Индию и каспийские порты сбила цены за перевозку грузов через Суэцкий канал на 30 процентов.
Шансы и угрозы России
Модернизация транзитной системы Каспийского региона может стать, перефразируя автора Junge Welt, важнейшей евразийской инициативой России со времени развала СССР. Новые транспортные коридоры из Азии в Европу через Каспийское море и территорию России могут не только изменить радикальным образом сложившуюся систему транспортных потоков в мире, но и стать инструментами "неуглеводородного", "транзитного" доминирования России и ее потенциальных союзников (Иран, Индия) в эпицентре "евразийских Балкан". Это, безусловно, не сможет переломить тенденцию выпадения России из числа великих держав мира. Но позволит серьезно замедлить российское историческое падение, и будет способствовать созданию системы безопасности, предсказуемости и управляемости процесса политического старения империи, ее включенности в постимперские экономические модели.
Впрочем, уже сегодня существует серьезная угроза тому, что этот процесс обретения исторического комфорта российскими постимперскими элитами будет безоблачным. Иракская экспедиция США способна поставить под угрозу любые каспийские транзитные проекты. Очевидно, что недавняя зачистка Фаллуджи американцами должна способствовать успеху январских выборов 2005 года в Ираке и легитимации нового проамериканского режима в Багдаде. После этого с высокой вероятностью можно прогнозировать обострение отношений между шиитским Ираном и новыми властями Ирака, которых Вашингтон будет подталкивать к конфликту с Тегераном. Дойдет ли дело открытого вооруженного противоборства, пока предсказать трудно. Но угроза новой ирано-иракской войны сегодня становится все менее фантастической. Если эта война станет реальностью, то о реализации серьезных транзитных проектов через Каспий придется забыть, поскольку Иран является ключевым элементом в системе каспийского транзита.
Ограничение Ирака, недопущение новой ирано-иракской конфронтации, активизация партнерства между Россией, Ираном, Индией и другими заинтересованными государствами в том числе и из числа Евросоюза в реализации транзитных проектов через Каспий — эти политические мероприятия могут способствовать сохранению экономической и политической стабильности в Каспийском регионе. А значит, и сохранению шанса для России на успешное участие в Каспийском транзите.
Источник: http://www.u-f.ru/ru/Archive/2004/12/48/Article/ID_48