«Тьфу-тьфу, машалла»

Магомед Хадулаев считает, что у власти есть желание помочь «афганцам»

На прошлой неделе с деловым визитом в Махачкалу прилетел лидер Российского Союза ветеранов Афганистана (РСВА) Франц Клинцевич, чтобы на месте ознакомиться с проблемами дагестанских ветеранов и встретиться по «афганским» вопросам с руководством республики. Серия важных переговоров продолжилась в Кумыкском театре, где кроме высшего руководства также собрались сами ветераны Афганской войны.

ветеранов и встретиться по «афганским» вопросам с руководством республики. Серия важных переговоров продолжилась в Кумыкском театре, где кроме высшего руководства также собрались сами ветераны Афганской войны. Были подняты многие острые вопросы, в первую очередь, проблема жилья. В этот же день стало известно, что республиканскими властями принято решение о начислении пожизненного пособия вдовам «афганцев» и еще о некоторых подарках от нашего руководства.

Об этом и многом другом в связи с Днем памяти воинов –интернационалистов (15 февраля) и Днем защитника Отечества (23 февраля) «НВ» рассказал ветеран Афганистана Магомед Мутаевич Хадулаев, много лет плотно занимающийся проблемами своих однополчан на должности заместителя председателя РСВА по ЮФО и СКФО и председателя дагестанской организации РСВА.

С последнего пикета «афганцев» прошло полтора месяца. Сегодня уже есть изменения, по крайней мере, шаги к этому. Получается, чтобы власть обратила внимание на проблемы своих граждан, необходимо устраивать демонстрации?

— Видимо, да. Если скажу обратное, ни вы, ни общество мне не поверят. Митинги и пикеты нужны, чтобы повернуть власть к проблемам народа. Даже не то, что власть, а отдельных чиновников, не готовых к выполнению поставленных перед ними задач.

Но в 2008 году, когда «афганцы» в знак протеста голодали в парке, власть никак не отреагировала…

— Реакция была. На 11-й день пришел председатель правительства Шамиль Зайналов и около часа разговаривал с пикетчиками. После этого состоялась большая встреча в правительстве республики, на которой были продекларированы некие обязательства со стороны исполнительного руководства, но они так и повисли в воздухе. Хотя я знаю искреннее желание самого Зайналова и депутатов нам помочь, но им, к сожалению, не удалось это сделать.

А что конкретно удалось сделать сейчас?

— Вдовы ветеранов пожизненно будут получать пособия в размере двух тысяч рублей. Что касается главного — квартирного вопроса, то каждому «афганцу» выделят деньги в размере 417 тысяч рублей — стоимость 18 кв. м — на улучшение жилищных условий. Поскольку это очень маленькая сумма, руководство республики, несмотря на то, что Дагестан — дотационный регион, приняло решение выделить из республиканского бюджета каждому еще такую же сумму. И того получается более 830 тысяч. Уже что-то!!!

То есть непосредственно квартира — это за пределами возможного… А как же 60-квартирный дом, который строится для ветеранов? Он рассчитан на махачкалинских «афганцев»?

— На кого он рассчитан — только Всевышний знает. Он строится в Махачкале, и, дай бог, чтобы в него заселили «афганцев». Но пока не будем загадывать.

Махачкалинским «афганцам» в этом вопросе повезло чуть больше. В свое время они получили и земельные участки от мэра столицы. Кстати, вы получили?

— Еще нет. Я пока не обращался по этому вопросу. Как председатель, получу в самом конце.

Десятого числа в республику пожаловал сам председатель РСВА Франц Клинцевич. Кто инициатор встречи, и что она дала?

— Приезд Клинцевича был организован мной. У меня не было цели провести встречу ради встречи, я хотел провести ее ради максимального результата. У Клицкевича был разговор с президентом Магомедсаламом Магомедовым, он встречался с вице-премьером Ризваном Курбановым, а также с Саидом Амировым и, естественно, с ветеранами Афганистана в Кумыкском театре, где также присутствовало все руководство республики. Разговор с «афганцами» получился штыковой. Почему? Потому что нельзя загонять проблему в угол, надо о ней постоянно говорить и решать. И на этой встрече я сказал, что лучше мы здесь будем говорить все открытым текстом, чем в стороне, а после — выходить на митинги и пикеты. Разговор с руководством прошел на повышенных тонах, это, знаете ли, не часто случается, но после встречи, после концерта, градус напряженности спал. Ветеранам сумели объяснить, что их проблема решается, и скоро они увидят изменения.

Поверили?

— Да, потому что так и есть. Были названы конкретные документы, озвучены действия. Если бы не поверили, то после 15 февраля «афганцы» вновь вышли бы на митинг.

После этой встречи Ризван Курбанов сказал, что для него «только сейчас все прояснилось». Неужели ваши давно известные всем проблемы так тщательно скрывались от руководства?

— Скажу осторожно: были люди, которые не в полной мере и не в том направлении докладывали власти о ситуации. Вот и все. И когда этот человек оказался внутри, он увидел истину. Это не говорит о том, что все такие плохие, просто человек первый раз углубился в суть проблем.

Я иногда устаю объяснять некоторым представителям власти, что все не совсем так, как им рассказали. А ведь когда речь идет о 50—60-летних ветеранах, говорить о них не то, что есть на самом деле, — крайне опасно. Мы с вами сегодня знаем, как легко молодежь увести в лес. А представляете, какой кошмар будет, если все общество в целом, благодаря некоторым отморозкам, которые неправильно докладывают ситуацию власти, увидит безобразное отношение к ветеранам, заслуженным людям. Это может привести к необратимым последствиям. Потому что этот ветеран не один, у него не то что дети, у него внуки есть. И вся эта пирамида может повернуться в другую сторону. Тогда катастрофа неизбежна.

Я много раз слышала подобное мнение от «афганцев»…

— Потому что у нас люди всегда смотрят, как к кому относятся. И когда молодой человек видит, что к уважаемому человеку, отстаивавшего интересы своей страны, относятся плохо, он спросит: как же тогда отнесутся ко мне, молодому парню? И он сойдет с прямой дистанции. Есть очень хорошая фраза: «нельзя стрелять в прошлое…», нельзя стрелять в память, в уважаемых людей.

На встречах со студенческой молодежью нам часто задают подобные вопросы. Не всегда находишь, что ответить. Мне кажется, сегодня на экране очень не хватает молодежных передач патриотической направленности, где был бы диалог молодых людей с властью, с ветеранами, причем не только Афганистана. Через такие передачи и руководство более наглядно видело бы, что представляет собой тот или иной начальник, и народ видел бы, за кого им голосовать на выборах.

Ну, выборы в нашей республике совсем отдельная тема. Здесь вряд ли помогут передачи патриотического характера.

— Я вам сейчас скажу откровенно: вот будет избрано Народное Собрание, и мы увидим там, конечно, уважаемых людей, 15 из которых — узнаваемые всеми депутаты. Остальные — будут массой неизвестной. Таким образом, мы отрежем у себя еще пять лет. И все это понимают… Хотя я вижу, что президент Магомедсалам Магомедов делает многое, чтобы кардинально изменить ситуацию. В таких случаях говорят: нельзя найти новую дорогу со старыми проводниками. Слышал интересную фразу по телевизору: победит тот, кто найдет новую линию, новую дорогу.

А вы обратите внимание, сколько лет ни одного ветерана нет ни в одном органе власти, тем более в Народном Собрании. Ветераны Афганистана что, прокаженные люди? На войне они были замечательными бойцами, славили Дагестан. После этого были события 99-го года, и тогда «афганцы» были нужны. А сейчас? Во власти сейчас нет ни одного простого человека: отдельные чиновники, которые взяли на себя власть и думают, что они Бога держат за бороду, отрываются от земли и потом очень сильно удивляются тому, что происходит в нашей республике.

С какими еще проблемами, помимо жилищной, сталкиваются сегодня «бойцы» вашего общества?

— В принципе, проблем много. К сожалению, ветераны стареют, болеют. Их надо лечить в стационарах. У нас есть госпиталь, но он всегда переполнен. Я неоднократно поднимал вопрос о том, чтобы для «афганцев» выделили квоту, и они могли в любое время лечь на лечение. Иначе приходится месяцами ждать очереди. Далее, с лекарствами ситуация ухудшилась, проблема также с санаторным лечением. Но, самое главное, это все-таки уважение. Даже тогда, на встрече в Кумыкском театре, ветераны говорили: и квартир нам не надо, и пособий — тоже, только уважайте нас! Без этого мы пропадем.

Как заместитель председателя РСВА, скажите, в других регионах России ситуация с «афганцами» такая же?

— Ну, проблемы у ветеранов Афганистана практически одни и те же, просто у них к истории относятся лучше, чем у нас.

То есть, как наши, живут на съемных квартирах?

— Да. Я в этом плане могу даже похвалить нашу власть. Тьфу-тьфу, машалла, у власти есть желание помочь «афганцам», на это явно указывают ее действия. Вся проблема в том, что в 95-м году был принят закон «О ветеранах», для исполнения которого требовалось три бюджета России. Закон правильный, просто денег нет. Но сейчас Госдума работает иначе: не будут приниматься законы, который не подкрепленные деньгами. Иншалла, все будет как положено!

Магомед Мутаевич, от «афганцев», митинговавших под новый год, неоднократно звучали недовольства в адрес другой дагестанской организа-ции «Боевое братство». Скажите, почему люди, которые воевали рядом, на мирной земле поделились на два «лагеря»?

— Нет двух лагерей, а есть огромная организация РСВА, которая представляет интересы ветеранов-«афганцев», и есть маленькие руководители неких организаций, которые позиционируют себя как «афганцы». Я хотел бы всегда задать вопрос в этом месте, раз вы заговорили о двух лагерях: где бывают эти люди, когда нужна их помощь, и в чем заключается их работа как руководителей организаций? Что они могут сказать ветеранам по их проблемам?

Эти вопросы им лично вы задавали?

— Много раз! Да бог им судья… Я не хочу в канун Дня воинов-интернационалистов говорить о них. Не заслуживают.

Можете прокомментировать ситуацию вокруг Парка воинов-интернационалистов, который якобы порываются у вас отнять?

— Мы не имеем никакого отношения к этому парку, поэтому вопрос не ко мне. Я знаю немного эту историю, но оставлю ее без комментариев.

Что готовится вами ко Дню воинов-интернацио-налистов?

— Основное мероприятие мы уже провели 10-го числа. В плане — открытие памятника Герою Советского Союза Абасу Исрафилову в поселке Белиджи, Дербентского района. В городах и районах пройдут свои мероприятия.

 

Источник: http://gazeta-nv.ru/content/view/5497/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *