Внимание власти и общества к Кавказу прошло в последние два десятилетия три этапа. Первый был этапом повышенного внимания в период активной фазы двух чеченских компаний. Второй этап – после завершения Второй чеченской – был этапом, когда и власть, и общество пытались забыть о кавказских проблема и выдавить его на периферию своего сознания.
Сегодня наступает третий этап, когда власть снова осознает, что Кавказом надо заниматься очень постоянно и системно. О современных вызовах и проблемах развития региона мы сегодня беседуем Председателем Исполкома Российского конгресса народов Кавказа, блестящим востоковедом Ахмедом Азимовым.
Кавказ вот уже на протяжении нескольких десятилетий называют клубком огромного количеств проблем во всех сферах жизни. Почему за все это время ни одна проблема не решена?
Будет неверно утверждать, что ни одна проблема не решена. Решено немало проблем, серьезных проблем. В тоже время появились новые, не менее опасные и сложные. Вы правы, что здесь именно клубок проблем. Нужно отнестись к региону как единому организму, и решать проблемы в комплексе и системно.
Не может быть хорошо на Кавказе в отдельно взятой республике, и невозможно решать проблемы в социально-экономической сфере, не решив проблемы в религиозной среде. Все связанно и переплетено. Руководство страны вроде бы демонстрирует желание решать проблемы Кавказа.
В последнем послании Кавказ – единственный регион, который был упомянут. Был дан справедливый анализ ситуации, обозначены верные меры. Некоторые моменты в послании, схожи с теми которые предложениями которые мы ранее не раз озвучивали.
Уверяю Вас, если то, что было сказано начнет реализовываться, то ситуация начнет резко меняться. Однако, посмею высказать сомнения, что их реализация будет серьезно пробуксовывать особенно в части борьбы с коррупцией. А это ключевая проблема для региона.
Но ведь корни кавказских проблем не во вчерашнем дне. Они коренятся в гораздо более далеких временах. Как вышло так, что все эти проблемы стали для Кавказа хроническими?
Кавказ всегда был зоной интересов различных геополитических игроков. Именно с их активностью связанны ключевые проблемы региона. Вместе с тем, корни ключевых проблем современного Кавказа лежат в девяностых. К сожалению, хаос, в который была погружена страна после распада СССР, особенно остро сказался на Кавказе.
Многие проблемы нашли в регионе в тот период благодатную почву. Разрушение системы сдержек и противовесов в широком смысле слова, привело к обострению противоречий практически во всех сферах — социальной, политической, экономической, межнациональной и внутриисламской.
«Политической элите» того периода, которая позиционировала себя как регулятор этих противоречий, была выгодна консервация противоречий, а не их стратегическое решение. Так, всем известно, что то что мы сегодня называем кланами, выросло из национальных движений девяностых, и что они были взращены на поле межнациональной напряженности того периода.
Именно поэтому, сегодня, кланы время от времени прибегают к этой карте для восстановления или усиления своего влияния. Т.е, на мой взгляд, атмосфера нерешенности проблем которые вы подразумеваете, была выгодна политической элите того периода.
Вместе с тем, советское воспитание вытравило у горцев дух инициативы, стремление самим строить тот мир, в котором они хотят жить. В этой ситуации вперед вышли далеко не лучшие. Пришли самые жестокие циничные и лицемерные, которые использовали нацию и религию в личных интересах и повели народ ложными путями.
Моральные авторитеты не пожелали взять на себя ответственность в смутное время. Это определило судьбу дагестанского народа на долгое время. Конечно, были некоторые инициативы кавказской общественности по консолидации позитивной народной воли.
Некоторые из них имели шанс стать спасительными. Но, сожалению, отсутствие опыта, политических навыков, слабой внутренней иммунной системы ко всякого рода соблазнам и интригам, помешало занять им ту роль. С некоторыми расправились власть имущие того периода.
Главной же проблемой всего Кавказа, особенно в Дагестане, я считаю деградацию сознания большинства кавказцев. У нас кардинально изменилась система ценностей. Хорошее стало плохим, и наоборот. Многих научили пресмыкаться и замалчивать правду.
Мы стали гордится тем, чего стыдились наши предки, уважать сильного, но непорядочного, презирать слабых, но праведных. Мы стали нетерпимыми к тому носит не так бороду, или руки не так поднимает во время намаза, но стали терпимыми к публичным домам, разврату, к ростовщичеству и лжи.
И, к сожалению, на этом воспитывается молодежь. Именно поэтому, первым и главным шагом решения проблем является то, чему научил нас Всевышний: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
А что вы можете сказать относительно последней инициативы президента по назначению на Кавказе своего спецпредставителя?
Назначение ответственного по Кавказу, на мой взгляд, логичное, давно назревшее решение. Это подтверждает то, о чем я сказал выше, что Кавказ – это регион, обладающий внутренним единством и общей спецификой. Это признание того, что решение проблем региона возможно при выделении Кавказа в единый субъект, и эффективными будут меры общекавказского воздействия.
С другой стороны, это признание того что коррупция на местах, в ближайшее время искоренена не будет. Медведев открыто сказал о неэффективном расходовании средств, выделяемых для Северного Кавказа, часть которых «почти открыто разворовывается чиновниками». И в ситуации, когда в республики пойдут инвестиции, нужно хотя бы сократить хищения.
Но опять-таки, многое зависит от человека, который придет на эту должность. Хотелось бы надеяться, что ему удалось бы хотя бы наладить утраченные всесторонние горизонтальные связи между регионами.
Как война в Грузии и признание Россией Абхазии и Южной Осетии могут повлиять на ситуацию на Северном Кавказе? Ведь некоторые кавказские народы восприняли итоги этой войны неоднозначно…
События на Южном Кавказе влияют, и будут очень серьезно влиять на ситуацию на Северном Кавказе. Здесь не надо быть экспертом. Различными силами Грузия используется в качестве плацдарма для запуска деструктивных идей и проектов на Северный Кавказ.
На дестабилизацию в регионе и последующий отрыв северокавказских республик от России работают целые институты, фонды, запускается телеканал с русскоязычным вещанием на северокавказские республики. Если не замалчивать реальные проблемы, то следует признать, что эта активность может опереться на существующую социальную базу антигосударственных, антироссийских настроений.
Проведя успешную операцию, Россия, тем не менее, оказывается в ситуации, когда выиграв, она может проиграть. Не все однозначно и на российском Кавказе. В этой ситуации, должен звучать и быть услышанным голос народов Кавказа, поскольку события разворачиваются на Кавказе и вокруг Кавказа.
Если эти голоса найдут формы реализации, то давление Запада на Россию средствами «международного права» и соответствующих организаций теряет политический смысл. Российский Конгресс народов Кавказа, осознавая роль общественных инициатив и гуманитарных проектов, планирует активизировать свою деятельность в республиках Кавказа.
После того как прояснились основные контуры политики нового ингушского президента Юнус-бека Евкурова, стало очевидно, что Кремль начинает осознавать, что без определенной исламизации стиля управления кавказскими республиками стабильности не добиться. Насколько это замечание справедливо?
Исламизация северокавказских республик, процесс неизбежный. Народы возвращаются к традиционной и безальтернативной для региона цивилизационной модели. Это никоим образом не связанно с активностью каких-нибудь арабов или турков. Роль, которую сыграл ислам в истории народов Кавказа трудно переоценить. Этот процесс ускоряет всеобъемлющий характер Ислама.
Сегодня, когда нет доверия к закону и к власти, когда идет агрессивное наступление чуждых кавказцам западных моделей поведения, разлагающих молодежь, когда нет социальной справедливости, ислам рассматривается кавказскими мусульманами как спасительный ковчег способный вывести их из этой пучины.
И конечно, любая разумная власть должна стараться не мешать построить то, что и так будет построено. Но при сохранении сегодняшней ситуации будет глубокое недоверие и конфронтация. Необходимо возглавить процесс строительства этого ковчега, оказывая всю необходимую поддержку, что позволить ей участвовать в управлении им, и вести его путями, выгодными для всех сторон.
Означает ли это, что ислам на Кавказе начинает восприниматься Москвой уже не как угроза федеральной власти, а как мощный ресурс управления кавказскими народами?
Ислам действительно обладает мощными мобилизационными возможностями, особенно на Кавказе. Сегодня, на мой взгляд, те, кто взял на себя право управлять этим фактором, делают это не совсем верно и эффективно, а иногда и преступно.
Понимание того, что усиление роли религии в регионе не угроза, которую нужно и можно победить, а процесс, с которым надо находить общий язык и точки соприкосновения, становится все более распространенным.
Вместе с тем, к сожалению, я не раз лично убеждался, что у некоторых немусульман — федеральных чиновников высокого ранга понимание этого процесса лучше, чем у некоторых региональных чиновников, которые может даже ходят в мечеть.
Как можно повлиять на процесс радикализации кавказской молодежи? Почему все старые испробованные методы не работают? Усугубляет ли проблему кризис?
Кризис усугубляет проблему лишь косвенно. Несомненно, на процесс радикализации мусульман параллельно влияет целый ряд факторов. Укоренившаяся в регионе социальная несправедливость, коррупция, безработица, отсутствие возможности для самореализации и самовыражения, внеправовое давление и насилие со стороны правоохранительных органов, являются не просто благоприятной почвой для роста антироссийских, антиобщественных, экстремистских воззрений, а фактически толкают молодых мусульман в объятия лидеров радикальных «исламистских» движений.
Старые методы работы были заведомо обречены на ограниченный и временный успех. Нужны более смелые решения. Чрезвычайно важно обозначить стратегию, которая будет заключаться в нейтрализации радикализма и сепаратизма в исламской среде через разработку и продвижение идей исламской умеренности, основанной на учете интересов ислама, общества и государства, на раскрытии и вовлечении просветительского, цивилизационного, созидательного, патриотического и примирительного потенциала ислама в процессы общественного развития.
Для этого важно привлечь максимальное количество авторитетных религиозных и общественных деятелей, а затем создать необходимые условия для успешной конкуренции с радикальными идеями в молодежной исламской среде.
Скажите, на Ваш взгляд, какой тип руководителя сегодня более всего востребован в Дагестане? Силовика, эффективного менеджера или харизматичного лидера, вроде Рамзана Кадырова?
Кстати говоря, Кадыров является и силовиком, и эффективным менеджером, и в обеих ипостасях проявляется его харизма. В Дагестане на успех может претендовать современный прогрессивный лидер, но ориентированный на традиционные ценности.
Он должен суметь консолидировать дагестанские этносы на развитие. Непременно, он должен обладать решимостью и волей. Быть предельно справедливым. И в отстаивании этой справедливости он должен быть предельно жестким.
Он должным быть сильным с сильными, и слабым со слабыми. Он должен быть равноприближенным ко всем этносам и религиозным течениям, чей неэкстремистский характер не вызывает сомнения.
Источник: Альбина Курбанова