Кани- древний аул

Древнейшие времена в 3 веке до нашей эры т.е. более 2500 лет назад нашу родину Дагестаном не называли. Это название появилось на много позже.

На территории нынешнего Дагестана в этот период жили одни лаки, а царство которое имело большую мощь назвали Легае. Об этом свидетельствует рукописи древнегреческого историка Страбоннд. Ещё об этом свидетельствует, то что Грузины называют всех Дагестанцев Леками и это утверждает о том, что на территории Дагестана в древнейшие времена жили одни Лакцы.
Где же жили тогда остальные народности? У лезгин и всех малых народностей вокруг лезгин было государство Кавказская Албания, ,у табасаранцев государство Табасаран, у Хадакцев Кара-хайдан. Аварцы в древние времена жили в низменных местах и говорили на тюрском языке. Авары-воинственный народ и с русскими тоже часто воевали. Авары пришли в Дагестан 8 веке. Малые народности вокруг аварцев дидойцы, андийцы, ботлихцы и др. входили в Грузинское государство. Кумыки и Даргинцы пришли в Дагестан в Х веке. До этого они входили в государство Хазарский каганат.
Величественное государство Легае находилось в близких дружеских отношениях с крепким и высокой культуры государством Иран. Государство Легае приняли от Ирана Мажусинскую религию заключающее в огнепоклонстве.

У последователей этой религии, чтобы Нур огня держать все время в горящем состоянии были аграмы- называемые чардагами. Чардаги строили с огромных камней и очень высокие.
Свидетелями о том что село Кани является древнейшим населённым пунктом являются сохранившийся до наших дней громадные чардаги около нашего села. Один около старого здания канинской школы, а второе на против первой на другом берегу речки.

К большому удивлению эти чардаги канинцы в давние времена строили из огромных камней, благодаря этому, эти исторические памятники сохранены и до наших дней.
На краю села Кани до участка под названием Бартхъюялу имеются останки мажусинские т.е. огнепоклонников а потом мусульман. Удивительным является то что по обычаям мажусинов в могилы закапывали не тела, а кости усохших после очищения их органам каргами. Останки таких могил и сейчас обнаруживают в этой части села Кани.
Можно с большой уверенностью сказать, что канинские чардаги являются восьмым чудом света. Не исключено, то что такие чардаги имелись и около других сел , но почему то они не сохранились до наших дней, может быть ини изготавливались и сравнительно маленьких камней.
О канинцах времен царства Легае знакома очень мало. Известно то, что они жили в царстве Легае и в своем селе и знаем что они были мажусидами т.е. огнепоклонниками. После лакцы создали царство Сарир в которую кроме лакцев входили многие народности нынешнего Дагестана. Сарир название не исключено произошло от того что в данное царство входили много сел по лакским щархъув . В языках селении Лакского округа буква «ш» заменяется «с». Например Ц1авкринцы на место горы щуну произносят Ссуну, «щин» — син.
В далекие времена вокруг села Кани распалагались три небольшие села. Ц1увк1ул — на холме Ц1увк1равалу и в наше время находят фундаменты каменных строений на холме Ц1увк1равалу. Второе поселение располагалось на холме Ак1илабаку под названием Гъул, можно предположить что это название произошло от могущественного государства располагавшее в то время по побережью Каспийского моря под названием царство Гуннов. И третье поселение Бяч1ари располагалось на холме Бяч1арибак1у. Не далеко от этого поселения тоже имеются останки двух чардагов.
Столица царства Легае располагалось между селениями Цейша и Вихли и называли Гъумучи с сильно укрепленным крепостью. Свидетельством этого является сведения поэмы выдающегося Иранского поэта Низами, живший в 12 веке по названием «Аскандар-нама» говорящий о том, что Александр Македонский побывал в тогдашнем Кумухе возле села Цейша. До нашей эры хорошо укрепленная крепость под названием Кумух располагалось не далеко от населённых пунктов Цейша и Вихли. В те далекие времена о данной крепости, о царстве Гъумучи знали далеко за его пределами. Старый Кумух 1240г. был разрушен до основания монгольскими войсками после порабощения России. Одновременно монголы разрушили крепость Вачи и разграбили огромную казну Лакского шамхальства.
Что же свидетельствует о том, что Кумух располагался возле Сел Вихли и Цейша? Во первых в советские времена сделанные т.е начатые и по известным причинам остановленные тогдашними руководителями раскопки Ленинградских археологов.

Во вторых на кладбище села Вихли имеются около ста надгробных камней со знаками шамхалов. Такие надгробные камни имеются и в селе Цейша, и Кани более 7. Не исключено их было на много больше, но не сохранились до наших дней. Может быть после разгрома монголами старого Кумуха они т.е. шамхалы не сразу обосновались в нынешнем Кумухе, а определенное время жили в селе Вихли и Кани.

Название Къяни произошло от урартинского слова къяны кузнец. Это говорит о том, что здесь жили много кузнецов. Канинские кузнецы изготавливали подковы и гвозди для их укрепления для лошадей лакских войск. Вот такова краткая история о селе Кани, которая тесно связана с Дагестанскими шамхалами.
 

Источник: http://www.kanii.ru/index.php?dn=articler&to=art&id=16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *