Религиозно-политический экстремизм глазами дагестанцев

Кафедра философии и социологии Даггосуниверситета в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» с участием редакции журнала «Народы Дагестана» и под руководством автора данной статьи в январе-мае 2010 года провела социологическое исследование среди населения РД по теме «Ваше отношение к религиозно-политическому экстремизму и терроризму».

Основными методами исследования были анкетный опрос и беседа-интервью. Анкетным методом опрошено 1600 молодых респондентов – студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников всех 5 бюджетных вузов Дагестана, негосударственного университета Российской академии образования (УРАО), Института теологии и международных отношений, школы милиции (до 30 лет), а также сотрудников госучреждений. Кроме того, методом беседы-интервью охвачено еще более 500 респондентов – представителей взрослого населения, различных этнических, конфессиональных, социально-профессиональных групп (старше 30 лет).

Вопросы, поставленные в анкете, можно сгруппировать в два блока. Первый блок направлен на выяснение знаний о сущности религиозно-политического экстремизма и терроризма, о причинах его распространения на Северном Кавказе, о целях и намерениях религиозно-политических экстремистов. Второй блок включает конкретные вопросы, требующие выражения своего отношения к экстремизму, терроризму и борьбе с ними.

Об очень сложной ситуации с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом говорится в Послании президента Республики Дагестан Народному Собранию РД от 29 июня 2010 г. В частности, в нем отмечается: «Религиозно-политический экстремизм и терроризм остаются одними из главных препятствий на пути развития Дагестана.

За период с 2000 года участниками незаконных вооруженных формирований совершено 99 террористических актов, 743 посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, в результате которых погибли 420 и ранены 696 сотрудников различных силовых ведомств. Убит 81 и ранены 337 мирных граждан. За последние 2 года террористическая активность значительно возросла. Взрывают железные дороги, нефте- и газопроводы, объекты связи.

Несмотря на огромное количество человеческих жертв, дагестанское общество, к сожалению, так по-настоящему и не осудило терроризм и экстремизм. Это нетерпимая ситуация». Мысль Президента РД о том, что дагестанское общество по-настоящему не осудило и не осуждает терроризм и экстремизм, подтверждается многими результатами проведенного нами социологического исследования.

На анкетный вопрос «По вашему мнению, какова религиозно-конфессиональная обстановка в Дагестане?» ответы молодежи распределились следующим образом: обстановку считают стабильной 190 (12%), конфликтной – 395 (25,5%), напряженной – 752 (49%), затруднились ответить 214 (13,5%) человек. Таким образом, абсолютное большинство опрошенной молодежи, а именно 74,5%, считают конфессиональную обстановку в республике напряженной и конфликтной.

На анкетный вопрос «Что, с вашей точки зрения, вызывает напряженность во внутриконфессиональных (межрелигиозных) отношениях в наибольшей степени?» от молодых получены следующие ответы: а) социально-экономический кризис – 290 (12%); б) попытки некоторых политических партий и деятелей использовать религиозные чувства населения в своих целях (например, во время предвыборных кампаний и т.д.) – 380 (16%); в) претензии исламских организаций на исключительное положение в дагестанском обществе – 197 (8%); г) распространение новых, нетрадиционных религиозных движений и культов (ваххабизма, протестантских общин и т.д.) – 830 (35%); д) конкурентная борьба различных религиозных организаций, исламских течений за увеличение числа своих последователей – 522 (22%); е) другое мнение – 142 (6%) опрошенных.

Как видно из ответов молодежи, главными причинами напряженности во внутриконфессиональных отношениях считают распространение новых, нетрадиционных религиозных движений, культов и борьбу различных религиозных организаций за увеличение числа своих последователей.

На анкетный вопрос «Допустимо ли, на ваш взгляд, насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям?» получены следующие ответы: а) допустимо – 369 (23%); б) недопустимо – 1089 (68%); затрудняюсь ответить – 115 (7%). Абсолютное большинство опрошенных (68%) считает недопустимым насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям.

На анкетный вопрос «Если бы вы знали, что среди ваших знакомых, земляков, родственников есть экстремисты и террористы, сообщили бы вы об этом в правоохранительные органы?» из 1600 опрошенных положительный ответ дали только 418 человек, т.е. 25,5%, отрицательный ответ дали 560 опрошенных, т.е. 35%, остальные 612 (39,5%) затруднились ответить. Как видно, лишь каждый четвертый опрошенный анкетным методом готов сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Особенно категорично и непримиримо к религиозному терроризму относятся студенты Института теологии и международных отношений. Они называют его чумой XXI века, с которой надо бороться всем обществом. По их мнению, религиозные террористы понятия не имеют об истинном исламе, прикрываются религией для получения больших денег и привлекают в свои ряды молодых несмышленышей.

По результатам беседы-интервью с взрослыми из 500 опрошенных на тот же вопрос положительно ответили 160 человек (32%), отрицательно – 162 человека (32,1%), остальные 176 опрошенных (35,5%) затруднились ответить.

Основные мотивировки отрицательных ответов взрослых примерно сводятся к следующим: «Это же не кто попало, а родня, родных предавать нельзя» (34 человека); «Я боюсь, что правоохранительные органы меня потом не защитят, не обеспечат мне спокойствие» (28 человек); «Зачем мне это надо, это не мое дело, пусть сами разберутся» (12 человек); «Это противоречит моим понятиям, никогда и ни в коем случае» (9 человек); «Всегда есть надежда переубедить заблудшего, направить его на правильный путь» (13 человек) и т.д.

Рекомендации опрошенной молодежи по вопросу анкеты «Что вы могли бы предложить для профилактики и борьбы с религиозно-политическим экстремизмом?» сводятся, в основном, к следующему: обеспечить молодежь работой; усилить нравственное воспитание молодежи в семье, школе, вузе, в трудовых коллективах; очистить учебные заведения от взяточников и неподготовленных преподавателей; повысить эффективность работы правоохранительных органов, ужесточить законы против террористов, усилить борьбу с коррупцией среди чиновников и в правоохранительных органах; улучшить социально-экономическую ситуацию в республике; максимально приблизить законы государства и шариата, усилить религиозную грамотность среди населения; запретить все религиозные и другие, вносящие межконфессиональные конфликты, передачи в СМИ, улучшить информационный метод убеждения через СМИ – 338 (17%), уменьшить количество мечетей в республике; вернуться к социализму; сочетать силовые методы с методами убеждения – 380 (19%).

Взрослое население дало следующие рекомендации: дать молодежи работу по профессии; повысить ответственность семьи за воспитание детей; активно бороться с коррупцией во власти; организовать публичные дискуссии с представителями экстремистских убеждений; уменьшить уровень коррумпированности в республике; освободить коррумпированных членов правительства, глав муниципальных образований; укрепить законность и порядок во всех сферах жизни дагестанского общества; запретить ваххабизм на всей территории России; создать специализированные органы по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом, очищать редакции СМИ от экстремистски настроенных сотрудников, но главными формами борьбы считают политические методы урегулирования проблем.

На анкетный вопрос «Должны ли, на ваш взгляд, религиозные организации РД действовать согласно федеральным и республиканским законам?» получены следующие ответы: да, должны – 840 (55%); нет, не должны – 409 (27%); затрудняюсь ответить – 281 (12%). Как видно, около 40% опрошенных считают, что религиозные организации РД или не должны действовать в правовом поле федеральных и республиканских законов, или затрудняются ответить на данный вопрос. Здесь также наблюдается значительный отход от принципов светских законов. Скорее всего это объясняется слабым знанием молодежи законов о свободе совести.

На анкетный вопрос «Как вы относитесь к действующему в РД закону «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД»? получены следующие ответы: положительно – 1180 (75%); отрицательно – 216 (13%); затрудняюсь ответить – 175 (10%). Таким образом, среди молодежи есть определенная часть (13%) защитников экстремистской религиозной деятельности и колеблющихся (10%).

На вопрос «Поддерживаете ли вы принцип отделения религиозных организаций от государства?» получены от молодежи следующие ответы: поддерживаю – 442 (27,5%); не поддерживаю – 748 (48,5%); затрудняюсь ответить – 380 (24%). Как видно, принцип светского государства об отделении религиозных организаций от государства не поддерживается менее 50% опрошенных.

На анкетный вопрос «Как вы считаете, снизится ли уровень экстремизма и терроризма в Дагестане и на Северном Кавказе, если народы, исповедующие ислам, перейдут от светских законов к нормам шариата?» получены следующие ответы: снизится – 534 (33%); не снизится – 624 (40%); затрудняюсь ответить – 378 (24,5%).

На вопрос «Каковы, на ваш взгляд, цели и намерения религиозно-политических экстремистов?» у молодежи получены следующие ответы: построение исламского (шариатского) государства – 518 (20%); борьба за чистоту ислама – 346 (13%); борьба за социальную справедливость – 153 (6%); это уже ремесло определенной части общества – 270 (10%); получение финансовой поддержки от зарубежных государств – 498 (19%); борьба против неверующих – 403 (16%); борьба с безнравственностью в обществе – 180 (7%).

У взрослых: расшатать обстановку на Северном Кавказе, отделить его от России – 10 (2%), борьба против коррумпированности власти – 58 (12%). Из 500 опрошенных 390 (78%) предлагают запретить ваххабизм как экстремистское течение.

Как видно, основными целями религиозно-политического экстремизма и терроризма, по мнению опрошенной молодежи, является построение исламского (шариатского) государства, получение финансовой поддержки от зарубежных государств и борьба против неверующих.

На анкетный вопрос «Какие факторы способствуют усилению религиозно-политического экстремизма в Дагестане и на Северном Кавказе?» получены следующие ответы: безработица среди молодежи и других категорий населения – 872 (36%); неприятие большинством населения олигархической государственной власти – 247 (10%); активное взаимодействие религиозных организаций с международными мусульманскими организациями и движениями – 282 (12%); отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции – 327 (13%); неудовлетворительная работа правоохранительных органов, системы власти – 527 (22%); другое мнение – 169 (7%).

Как видно из ответов на данный вопрос, основными факторами, способствующими усилению религиозно-политического экстремизма, опрошенные считают безработицу среди молодежи и других слоев общества, неудовлетворительную работу правоохранительных органов, системы власти и отсутствие в регионе влиятельной светской политической оппозиции.

На анкетный вопрос «С вашей точки зрения, какие причины чаще всего вызывают конфликты среди единоверцев?» получены следующие ответы: борьба за власть – 639 (29%); противоборство между различными политическими партиями и группировками – 287 (13%); неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов – 524 (24%); взаимная идеологическая нетерпимость – 317 (14%); претензии на обладание истиной в высшей инстанции – 265 (12%); другое – 189 (8%).

Как видно из ответов, основными причинами конфликтов среди единоверцев названы борьба за власть, неуважительное отношение к национальным обычаям и традициям других народов и взаимная идеологическая нетерпимость.

На анкетный вопрос «Каковы, на ваш взгляд, основные отличия учения тарикатистов от учения ваххабитов?» от молодежи получены следующие ответы: строгое единобожие – 316 (17%); отрицание тарикатов и деятельности шейхов (22%); отрицание посреднической роли пророка Мухаммеда – 281 (15%); требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу – 365 (19%); отрицание свободомыслия в понимании и толковании священных текстов – 255 (14%); другое – 249 (13%).

Как видно из ответов, основными отличиями ваххабизма от тарикатизма опрошенные считают отрицание тарикатов и деятельности шейхов, требование очищения ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу и строгое единобожие.

На анкетный вопрос «Какие исламские предписания вы выполняете?» получены следующие ответы: шахада – 530 (33,5%), пятикратная молитва – 440 (28%); месячный пост уразы – 670 (40%); закят – 440 (28%); хадж – 165 (10,3%); не выполняю – 320 (20%). Как видно из данных ответов, далеко не все называющие себя верующими мусульманами (таковыми считают себя более 80% опрошенных) выполняют обязательные для мусульманина предписания ислама.

На анкетный вопрос «В каком государстве (светском или религиозном) вы хотели бы жить?» получены следующие ответы: в религиозном – 474 (30%); в гражданском (светском) – 874 (54%); затрудняюсь ответить – 137 (9%).

На анкетный вопрос «Осуждаете ли вы добрачные и внебрачные сексуальные отношения между полами?» от молодежи получены следующие ответы: осуждаю – 950 (61%); не осуждаю – 395 (25%); затрудняюсь ответить – 215 (14%).

На вопрос беседы «С вашей точки зрения, какие причины чаще всего вызывают конфликт среди единоверцев?» главной причиной конфликтов взрослые считают: борьбу за власть в системе религиозной иерархии – 55 (11%); деньги, из-за которых уважают и убивают – 80 (16%); претензии людей на обладание истиной в высшей инстанции, каждый верующий, служитель культа считает себя выше других – 60 (12%); идеологическую нетерпимость, отсутствие культуры диалога, неверное толкование канонов ислама – 95 (19%); неуважительное отношение верующих к национальным обычаям и традициям других народов – 90 (18%); противоборство между различными политическими партиями и группировками – 45 (9%); трактовку религиозных идей в свою пользу, нетерпимость к другому мнению, низкий уровень культуры людей, введение новшеств в религию, различную, произвольную трактовку аятов и сур Корана, незнание своей веры – 70 (14%).

Ответы взрослых на вопрос беседы «В чем же видят опрошенные основные отличия тарикатистов (суфистов) от учения ваххабитов?» выглядят следующим образом: из опрошенных 500 человек 268 (53%) заявили, что они ничего не знают о тарикатизме и ваххабизме, но знают, что ваххабиты отрицают посредническую роль в религии и необходимость обращения к шейхам и устазам с целью совершенствования веры и духовного развития мусульманина. Они также не читают Коран на могилах усопших.

На вопрос беседы «В каком государстве (светском или религиозном) вы хотели бы жить?» получены от взрослых следующие обобщенные ответы:
а) в светском (гражданском) государстве хотят жить 338 человек, т.е. 67,6%;
б) в религиозном (шариатском) государстве хотели бы жить 82 человека, т.е. 16,4%;
в) в хорошем, стабильном, богатом, идеальном государстве хотят жить 30 человек, т.е. 6%.

Проведенное нами конкретно-социологическое исследование позволяет сделать следующие обобщающие выводы и предложить рекомендации.
1. Религиозный экстремизм и терроризм – это движение молодежи, не занятой трудом, которая не может найти свое место в жизни, не может самореализоваться.
2. Все религиозно-радикальные течения, организации зазывают в свои ряды безработные категории населения под предлогом борьбы с социальным неравенством и за социальную справедливость.
3. Около 20% опрошенных взрослых считают, что религиозно-политический экстремизм, терроризм являются реакцией обездоленных слоев общества на социально-экономические условия, приведшие их к массовому обнищанию.

Для стабилизации религиозно-политической обстановки необходимо:
1. Укрепить законность и порядок во всех сферах жизни дагестанского общества, последовательно и грамотно развивать экономику региона.
2. Дать молодежи работу по профессии, сократить безработицу, дать нормальную зарплату.
3. Вести эффективную борьбу с коррупцией во власти, среди правоохранительных органов, осуществить капитальную чистку властных структур.
4. Исходя из сложной религиозно-политической ситуации, призвать учредителей отдельных оппозиционных газет, вносящих конфликты, раскол, противостояние между народами, людьми и конфессиями, добровольно приостановить свои издания или заменить реакционно настроенных редакторов.
5. Выдвигать в правительство честных, порядочных людей из народа.
6. Организовать публичные дискуссии с представителями экстремистских и террористических убеждений для выяснения причин таких убеждений и действий.
7. Создать специализированные органы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, чтобы представители этой службы были во всех организациях, вузах, вели профилактическую работу.
8. Вернуться к истинному светскому государству, каким был хотя бы СССР.

 

Источник: http://www.riadagestan.ru/news/2011/01/10/108056/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *