Сегодня фотолюбитель из Дагестана Садык Магомедов готовится к новому рекорду. Речь идет о числе аппаратов в его коллекции.
Пленочные, на пластинах, фотоаппараты-гармошки, студийные… Даже по российским меркам, его коллекция не самая большая, но каждый из 250 экземпляров — по-своему уникален. Одна из его камер, как выяснил Садык Магомедов, в 1929 году запечатлела исторический снимок.
Садык Магомедов, коллекционер: «Фотоаппарат принадлежал Николаю Ивановичу Свищеву-Паоло, который сделал снимок Есенина с трубкой».
Собирать фотоаппараты он начал еще в третьем классе, когда вместо учебников и тетрадей купил любительскую «Смену».
Садык Магомедов: «Всем в школу идти, сентябрь, а у меня книг нет, я пришел с фотоаппаратом. Ну, конечно, мать дала нагоняй».
Спустя полвека экземпляры уже не вмещается в комнате. Домашняя экспозиция занимает часть прихожей и лестничную площадку. Будучи студентом, за немецкий фотоаппарат 1940 года выпуска Садык Магомедов отдал мотоцикл. Сразу после сделки продавец — бывший военный — раскрыл тайну фотокамеры: техника была изъята у адъютанта генерала Паулюса, плененного в Сталинграде.
Садык Магомедов: «У меня этот аппарат связывается со злом, потому что добро они не снимали. Они всегда около своих жертв снимали — вот, мол, видите как».
Советский «Спутник» некоторые специалисты называют «прадедушкой современного формата 3D». Необычный вид — три объектива — позволял создавать объемное изображение. А вот мечта целого поколения советских людей — гэдээровская «Практика». Цена доходила до 600 рублей, как полугодовая зарплата инженера.
Садык Магомедов: «Я мог без обуви ходить, но аппарат купить. Знаете, это, наверное, любовь».
Многие фотокамеры коллекционер собирал собственноручно. Вся техника в рабочем состоянии, можно вставить пленку — и приступить к съемке.
Если раньше для изготовления обычного черно-белого снимка была необходима целая фотолаборатория, то сейчас достаточно иметь компьютер и цифровую камеру. Но даже самый современный фотоаппарат, считает коллекционер, не может перенести на снимок тот романтический образ, на который способна только пленка и старые объективы.
На традиционную встречу со студентами, журналистами коллекционер принес несколько раритетных фотоаппаратов. Оказалось, что многие первокурсники сегодня впервые увидели пленочный фотоаппарат.
Студентка: «Вы все эти настройки изучаете самостоятельно или по книжкам?»
Садык Магомедов: «Почему, здесь все видно!»
Студентка: «Нет, просто я смотрю — и ничего не понимаю».
Студентов познакомили с так называемым «мокрым процессом» — проявлением пленки и печатью фотографии. Мечта Садыка Магомедова — открыть в университете музей и мастерскую, чтобы передать свой опыт следующему поколению фотолюбителей.