Энергия созидания

Крупнейшая в Дагестане компания ОАО «РусГидро» (Дагестанский филиал) является на сегодня одним из лидеров в области благотворительности и меценатства республики. Благодаря ее грамотной и профессиональной политике по оказанию помощи в различных сферах и областях, сегодня очевидно ее лидирующие содействие делу сохранения, развития и пропаганды всей дагестанской культуры от современных передовых течений современного искусства до серьезных музейных проектов и охраны национального достояния.

На протяжении последних нескольких лет ОАО «РусГидро» (Дагестанский филиал) оказывает ощутимую и крайне важную поддержку крупнейшему художественному музею на Северном Кавказе — Дагестанскому музею изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. Так, в 2008-2009 годах компанией были выделены средства на создание и приобретение комплексного музейного оборудования для хранения произведений графики. Сегодня огромная коллекция графики размещена и хранится по всем российским требованиям и стандартам, что чрезвычайно влияет как на качество хранения, так и продолжительности жизни экспонатов нашей коллекции, хронологическая лента которой составляет более 500 лет.

Второе обращение музея, которое было одобрено и поддержано компанией, было связано с необходимостью финансировать дорогостоящую реставрацию старинных гравюр из фондов музея. Две гравюры из фондов ДМИИ им. Гамзатовой — гравюра с картины П.П.Рубенса «Нептун и Тефида (Фетида)» (гравер Schmutzer (Schmuzer), Jacob (Jacques) Matthias (1733-1811) Austrian) и гравюра с живописного оригинала Р. Фриберна «Вид Эгерийского фонтана около Рима» (гравер Фрэнсис Джукес (1777-1812) Англия) — в 2008 году были направлены на реставрацию в ФГКУ «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря» в Москве. В ноябре 2010 года они были возвращены музею в прекрасном обновленном и восстановленном состоянии. Были произведены сложные и длительные реставрационные действия. Например, снятие проб на содержания PH, старого клея, красочного слоя, лигнина; удаление поверхностных загрязнений, закрепление красочного слоя и чернильного штампа на обороте, удаление желтизны, склейка и подклейка разрывов, восполнение утрат основы, укрепление углов и изломов, дублирование на бумагу, тонирование восполненных участков бумаги, прессование листа, и.т.д. С момента сдачи на реставрацию и по ее окончанию расценки на реставрационные работы официально возросли многократно, что поставило музей в затруднительное положение. К счастью, при обращении в компанию мы получили не только одобрение и понимание важности момента, но и решение всех финансовых проблем, связанных с оплатой выполненных работ (общая стоимость согласно смете составила 107760 рублей).

Данные гравюры являются ценными экспонатами музея и представляют ведущие граверные школы Европы XVIII-XIX вв., а произведения указанных граверов хранятся в крупнейших мировых музеях. В нашей коллекции они находятся с момента создания музея, куда в свою очередь они попали из областного краеведческого музея, чья коллекция русского и западноевропейского искусства была сложена из запасников Главмузейфонда (Москва) в 1920-е годы. Есть предположение, что большинство гравюр, в том числе и эти две, были в прошлом в коллекции наместника России на Кавказе и известного коллекционера князя А.И.Барятинского, немалая часть которой хранится в дагестанских музеях.

Гравюра с картины П.П.Рубенса «Нептун и Тефида (Фетида)», гравер Schmutzer (Schmuzer), Jacob (Jacques) Matthias (1733-1811) Austrian. Бумага, резцовая гравюра, 71,5х53,2. Гравюра была выполнена в мастерских Королевской академии Объединенных искусств, Вена. На картине изображена сцена из мифологии о Нептуне и царице морей Фетиде. Под изображением помещена надпись с королевским гербом, сообщающая о том, что работа выполнена и посвящена «Его Величеству Леопольду II Австрийский, императору Священной Римской империи (1790-1792), королю Богемии и Венгрии, правящему эрцгерцогу Австрии, великому герцогу Тосканскому и Лотарингскому (1765-1790). Данная подпись говорит о том, что серия гравюр была посвящена святейшей особе, которой был преподнесен первый экземпляр оттиска. Якоб Маттиас Шмуцер был очень значимой фигурой в художественной жизни Австрии в XVIII веке. Он был одним из самых искусных граверов своего времени и стоял у истоков славы австрийского гравюрного искусства.

Шмуцер уехал в Париж, чтобы учиться у известного гравера Johann Georg Wille (1715-1808). В 1766 художник вернулся в Вену, чтобы возглавить Академию резцовой гравюры, учрежденную Императрицей Марией Терезией. В 1767 Шмуцер был назначен королевским гравером. В 1772 году старая Королевская академия живописи, скульптуры и архитектуры была объединена с Академией резцовой гравюры и несколькими специализированными художественными школами. Ректором новой Королевской академии Объединенных искусств был назначен Якоб Шмуцер.

Гравюра с живописного оригинала Р. Фриберна «Вид Эгерийского фонтана около Рима». Гравер Фрэнсис Джукес (1777-1812),известный английский гравер. Работа выполнена в Лондоне, в 1796 году, номер в тираже -10. Бумага, акватинта, раскраска акварелью, 55,5х62. Под изображением помещена надпись-посвящение «Справедливому лорду Клайву…» Эгерия, в римской мифологии пророчица-нимфа ручья, младшая богиня воды и чадорождения, ассоциируемая с каменами в Риме, где ей был посвящен источник за Капенскими воротами. Эгерию также почитали в роще на озере Неми вместе с богиней Дианой. В римских преданиях, связанных с царем Нумой, ей отводится роль его божественной советницы, так что ее имя стало женским эквивалентом нарицательного имени Ментор. В античную эпоху горный грот с источником часто становился святилищем нимф — отсюда происходит название «нимфей». Грот Эгерии, развалины которого существуют и ныне, украшала фигура спящей нимфы. В 1512 году в Риме была обнаружена античная мраморная статуя, изображающая спящую женщину. В разные времена ее считали то Ариадной, то Клеопатрой, но место, которое ей отвели в садах Ватикана, говорит само за себя — это фонтан в гроте. Скульптуру копировали несчетное число раз, и многие из этих повторений нашли свое место в садовых гротах. Помимо скульптуры, этот сюжет получил большое распространение в европейской живописи и графике.

Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой выражает огромную благодарность и признательность ОАО «РусГидро» (Дагестанский филиал) и лично Тимуру Гамзатову за сохранение культурного и исторического наследия Дагестана и поддержку начинаний и инициатив музея.

Мы также поздравляем коллектив компании с профессиональным праздником — Днем энергетика и желаем успешной и плодотворной работы, успехов, благополучия и неиссякаемой Энергии Созидания на благо нашей республики.
 

Источник: http://www.riadagestan.ru/news/2011/01/05/107971/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *