Вчера в Калининграде стены нескольких многоэтажных домов оказались разрисованы свастикой. Аккуратно, по шаблону. Социологи утверждают: за последний год в стране вдвое вырос уровень ксенофобии.
Власти винят в происходящем семью, школу и СМИ, а эксперты «НГ» предлагают обратить серьезное внимание на правовую беззащитность граждан и бесперспективность российской политики на Северном Кавказе.
Сотрудники отдела по борьбе и противодействию экстремизму калининградского УВД вчера задержали группу молодых людей, «пропагандирующих нацизм», как сказано в милицейском протоколе. Это они накануне вечером разрисовали фашистской свастикой три жилых многоэтажных дома на окраине города. Начальник пресс-службы областного УВД полковник милиции Вячеслав Богуцкий сообщил корреспонденту «НГ», что все задержанные – несовершеннолетние из ближайших школ микрорайона Сельма.
Любопытно, что традиционно городок этот заселен военнослужащими и отставниками Балтийского флота. С родителями задержанных школьников, фамилии и имена которых не называются в интересах следствия, провели воспитательные беседы. По словам калининградских оперативников, это уже третий случай за последнее время, когда в самых людных местах города появляется гитлеровская свастика. Оказывается, 1,5 года назад уже была задержана и обезврежена группа молодых поклонников фашизма. Тогда, в мае 2009-го, задержанные нарисовали гитлеровскую свастику в самом святом месте Калининграда – у памятника 1200 гвардейцам в городском парке Победы на гранитной плите с именами погибших при штурме Кенигсберга советских воинов. Нынешний поступок юных националистов кажется откликом на недавние события в Москве. И на давние – в Кондопоге.
Тем временем в Москве принимаются срочные меры по борьбе с беспорядками на почве расовой ненависти – взаимной. В столичном правительстве формируется новый департамент по региональной безопасности, а московское ГУВД создает подразделения по борьбе с этнической преступностью. После вторничного выступления премьера Владимира Путина, впервые признавшего проблему обострения межнациональных отношений в стране, руководители разного уровня предлагают свои рецепты решения этих вопросов. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин вчера публично высказался на тему «свойственной сейчас российскому обществу сильной нетерпимости». При этом Лукин обращался отнюдь не только к фашиствующим молодчикам: «Конечно, есть разные обычаи, например, обычаи гор, обычаи равнин, это все важно, но это все факультативно. Это способ создания гармоничной личности, но в основе должно лежать то, что создает единство страны. Это должно вбиваться в голову детям начиная с трех–пяти лет».
Занимались ли власти всерьез изучением проблем расовой ненависти? Мы знаем, что время от времени ужесточается уголовное законодательство в этой области. Однако до сих пор все сводится к обвинениям в экстремизме представителей СМИ и несогласных «Стратегии-31». Насколько изучены руководством страны настроения граждан? «Никаких опросов на эту тему власти нам не заказывали», – сказал «НГ» глава аналитического Левада-Центра Лев Гудков. Дважды в год центр мониторит страну на предмет расовой терпимости. «Начиная примерно с середины лета произошло заметное усиление ксенофобии», – утверждает Гудков. Измеряются такого рода настроения с помощью вопроса: чувствуете ли вы враждебность к людям другой национальности?
За год, с 2009 по 2010-й, число «враждебно настроенных» респондентов выросло с 11 до 19%. Количество «редко испытывающих» подобные чувства уменьшилось – с 86% в 2009 году до 77% в нынешнем. Результаты этого мониторинга появились за три месяца до событий на Манежной площади.
За ксенофобскими настроениями, диффузными и неопределенными, стоит требование установить этническую иерархию, подчеркивает Гудков: «То есть предоставить большинству не права, а привилегии. Как бы гарантировать им особое положение. Поэтому для деградирующих, закрытых обществ ненависть, отчуждение, антипатия к другим становится способом укрепления собственной солидарности». Это признак нашей деградации и отсутствия тех институтов, которые развивали бы в людях чувство собственного достоинства, уверен эксперт.
Собеседник «НГ» указывает на медленный рост ксенофобии в России, на который 15 лет не обращали внимания: «Бунтующая молодежь демонстрирует дезориентированное сознание, потерявшее чувство справедливости, защищенности и не верящее в то, что институты, которые предназначены для решения проблем (правоохранительные органы, правосудие), могут принять справедливое решение». Гудков указывает на два направления агрессии протестующей молодежи: «Первое – кавказцы, второе – отказ власти в доверии. И власть именно поэтому так остро реагирует на случившееся. Через голову всех формальных процедур власти солидаризируются с фанатами, говоря таким образом: «Мы с вами».
Между тем директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко видит причины неуклонного роста ксенофобии в стране в ошибочной политике российского руководства на Северном Кавказе: «Заваливание региона деньгами себя исчерпало. Все равно до населения доходит, мягко говоря, далеко не все. По сути дела, эти деньги распределяются среди кавказской элиты. Что дает ей возможность чувствовать себя весьма вольготно, и не только у себя дома, но и в других российских городах, особенно в Москве. Раскованно, вольготно. Эти молодые ребята – совсем не дети какого-то чабана и не мигранты-дворники. Не решив проблемы Кавказа, не победим ксенофобию в России».
Источник: http://kavkaz-news.info/portal/cnid_132255/alias__Caucasus-Info/lang__en/tabid__2434/default.aspx