Черное и однокоренное. Ибрагимхалил Супьянов в Музее города

В Музее истории города Махачкалы — Ибрагимхалил Супьянов: живопись, графика, ретроспектива.

О таком Супьянове мы, по большей части, только слышали. О живописной серии «Собаки» с совсем человеческими выражениями морд (а может, лиц?) животных, о сериях «Портреты предков» и «Сцены из народной жизни», в которых и память, и кровь, и много однокоренного. В этом смысле собранные в приличном количестве работы раннего Супьянова представляют собой удивительную картину. Цельную и, кажется, нераздельную. Живопись и графика, духовное и бытовое, «Пир» и «Схватка», пророки и тотемы, «Хинкал» и «Битва бесов»… Мощные народные корни ощущаются и в поздней, нефигуративной живописи Супьянова. «Детство больше, чем вся моя жизнь. Накопленное детством больше, чем то, что я писал, больше чем то, что я пишу», — говорит художник. С этих позиций проект — своего рода вскрытие и очерчивание целого мировоззренческого пласта в творчестве Супьянова, «законченного и значительного — в судьбе художника и в истории дагестанского изобразительного искусства» (Зарема Дадаева).

Важное нововведение, сделанное организаторами выставки, — DVD со 106 живописными и 62 графическими работами автора, выпущенными в качестве приложения к каталогу. Теперь классика Супьянова, который рассеян по музеям, частным собраниям и коллекциям, можно «унести» с собой. Удобно и целесообразно, учитывая, что такое огромное количество работ просто нереально «переварить» с одного подхода. И дело не в одном только количестве. Любимый художником черный, густые и плотные мазки, множество деталей — сложны для потребления, но оттого еще более притягательны.

Так, портреты предков, объединенные в серию, практически теряют свою якобы утилитарную функцию. Возникает абсолютно новое, синкретичное произведение, с общим смыслом и кодом восприятия. Еще сложнее с «портретами собак», которые к тому же пронумерованы: «Портрет собаки №1», «Портрет собаки №2»… Художник словно диктует последовательность, в которой правильно смотреть и экспонировать серию, которая и серией-то быть перестает, становясь монопроизведением с законченным сюжетом. Таким, как графичная работа «Каранай», будто бы собранная из мини-портретов.

Сегодняшний Супьянов более чем современен. Проект «Присутствие воды», который художник возил на московскую биеннале «Арт-Москва» — серия фотографий расписанных водой камней — подлинное comtemporary art, без скидок на провинциальность. И в этих работах — все те же корни, то же однокоренное. Как в рамках собственного авторского стиля, так и в масштабах формулы «народный дагестанский художник».
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=2398

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *