От Сулака до Самура

побережье Каспия застроено незаконно. Незавидное «наследство» досталось нынешнему руководству республики — десятки мертворожденных инвестпроектов. С ними отцы республики побывали на различных экономических форумах, но безрезультатно: для реализации инвестпроектов так и не нашлось инвесторов. Остановимся на двух из них.

 Первый — мертворожденный инвестпроект – «Немецкая деревня». Сколько хвалебных речей было произнесено в адрес этого инвестпроекта, называемого шедевром XXI века. Нас питали надеждой, что через три года на берегу Каспийского моря, то есть на дагестанском побережье будет возведен целый городок со всей необходимой инфраструктурой. Даже была церемония закладки первого камня фундамента с приглашением руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, городских и районных муниципальных образований. После этого прошло три года, но «Немецкой деревни» как не было, так и нет. Зато «инвесторы» стали депутатами Народного Собрания РД и Государственной Думы Российской Федерации.

Второй мертворожденный инвестпроект – освоение дагестанского побережья Каспийского моря для иностранных и российских туристов. Вот тогда деньги в доходную часть бюджетов всех уровней республики должны были потечь не ручейками, а речками. Но этому инвестпроекту не было суждено быть реальностью. Откуда ему быть таковым, когда земли побережья являются федеральной собственностью, а все побережье незаконно застроено частными лицами от Сулака до самого Самура включительно.

Правда, еще при Советской власти постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.77 года №105 дагестанское побережье Каспийского моря было отнесено к курортам республиканского значения, а побережье от г. Махачкалы до Сулака постановлением Совета Министров ДАССР от 05.05.80г. №140 — к зоне отдыха местного значения.

Основные направления развития и освоения рекреационных ресурсов Каспийского побережья Дагестана были определены генеральными планами Махачкалинского, Манасского, Каякентского, Самурского взморий и тринадцатью проектами детальной планировки комплексов отдыха и лечения, разработанными институтом «Гипрогор» (г. Москва), согласованными и утвержденными Правительством Республики Дагестан.

Все это позволило перейти к этапу реального проектирования и застройки прибрежных территорий согласно их функциональному назначению.
Прекращение комплексного освоения рекреационных территорий побережья и выделение земельных участков под индивидуальное строительство послужило толчком к появлению многочисленных ходатайств от определенной категории лиц

Капитальное строительство учреждений отдыха и здравниц в соответствии с утвержденной проектной документацией велось на 18 участках побережья. По такой схеме были намечены возвести: полигон Солнце «ИВТАН», пансионат Академии наук России, базы отдыха Махачкалинского ДСК, Дагстата санаторий «Каспий», спортивно-оздоровительный лагерь Московского института электронной техники, турбазы объединения «Дагестантурист». Строительство пансионатов объединения «Дагестанколхозздравница», ПОО «Дагсибкаспий», Прокуратуры РФ и Госкомиздата РФ на различной стадии было приостановлено. И другие проекты остались на бумаге.

Начиная с 1992 года и до 2000 года землепользователи побережья по объективным и субъективным причинам не вели освоения участков, и объекты отдыха практически не использовались по назначению. В это время наметилась тенденция несанкционированного отвода земельных участков побережья под строительство дач, что привело к нарушению принципа зонирования рекреационных территорий дагестанского побережья Каспийского моря.

Прекращение комплексного освоения рекреационных территорий побережья и выделение земельных участков под индивидуальное строительство послужило толчком к появлению многочисленных ходатайств от определенной категории лиц, вернее, от высокопоставленных чиновников о предоставлении земельных участков побережья под строительство дач, которые продолжают поступать и по настоящее время.

Район северной рекреационной зоны побережья г. Каспийска превратился в дачный поселок без соответствующей инфраструктуры. Это послужило негативным примером по выделению под дачи прибрежной территории севернее г. Махачкалы, что породило хаотичную застройку индивидуальными коттеджами этой рекреационной территории.

Обследование рекреационных территорий побережья Каспийского моря на территории Республики Дагестан, произведенное во исполнение постановления Правительства РД от 04.08.2006г. № 157 «О серьезных недостатках в соблюдении земельного законодательства на территории Республики Дагестан» показало, что аналогичные факты застройки рекреационных зон индивидуальными коттеджами имеют место на побережье Карабудахкентского и Дербентского районов и города Дербента.

Анализ результатов обследования показал, что на побережье Каспийского моря «выделено 642 участка общей площадью 1839 га, в том числе: распоряжениями Правительства РД выделено 192 участка площадью 803,55га; постановлениями горрайадминистраций выделено 235 участков площадью 814,35 га; постановлениями сельских администраций выделено 20 участков площадью 13,23 га; агентством лесного хозяйства по РД на основании конкурсов выделено более 90 участков площадью более 93 гектаров. Нет сведений, кем выданы решения о выделении 100 участков площадью около 115,62 гектара. Таким образом, более 70 процентов земельных участков на рекреационных территориях побережья Каспийского моря были выделены в нарушение Закона РД «О земле».

Застройка отведенных участков ведется в нарушение градостроительного законодательства. Застройщики не выполняют требования Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утвержденной приказом Госстроя РФ от 29.10.2002г. №150).

С учетом изложенного эксперты предлагают сохранить мораторий на выделение земельных участков на побережье Каспийского моря до утверждения схемы территориального планирования Республики Дагестан и последующей корректировки проектов планировки рекреационного побережья Каспийского моря.

В соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ в конце 2006 года, органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия на осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Для реализации данных полномочий в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД был создан Отдел осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Многократно увеличился объем работы, связанной с судами, прокуратурой и другими надзорными структурами. И самое обидное, что побережье Каспия для простых граждан не становится ни чище, ни доступнее

В соответствии со ст. 8.1. Градостроительного кодекса РФ и пределах своей компетенции этот отдел осуществляет контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности и соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отдел осуществляет контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий, градостроительных планов земельных участков.

Отделом проведены проверки застроек на побережье двух городских округов и двух муниципальных районов на предмет соблюдения закона о градостроительстве. Характерным нарушением законодательства о градостроительстве во всех проверенных муниципальных образованиях является отклонение от утвержденных генпланов городских округов и поселений без учета определенного законом порядка внесения изменений в утвержденный градостроительный документ. В результате нарушается запроектированная система организации нормальной жизнедеятельности поселения, разрушается взаимосвязь инженерных и транспортных коммуникаций районного перспективного развития. Особую тревогу вызывают факты уплотнения застроенных территорий городских округов, так как это ущемляет права многих смежных правообладателей на нормальные условия проживания в соответствии с нормами и правилами градостроительства.

Как уже было выше сказано, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Законом РД «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан» к полномочиям органов государственной власти субъектов отнесено осуществление государственного строительного надзора. В республике данные полномочия осуществляет Управление государственного строительного надзора Минстроя Дагестана.
С октября по декабрь 2007 года Управлением Госстройнадзора РД была проведена инвентаризация строящихся объектов на территории республики. Общее их количество на территории Республики Дагестан составляет 918 единиц.

Ведется работа по приведению в соответствии с Градостроительным кодексом, СНиП и другим нормативным актам в области строительства всех объектов, начатых и построенных в предыдущие годы без полного пакета нормативно-правовой и технической документации.

Проводится жесткая работа со всеми застройщиками, нарушающими нормы градостроительного законодательства с привлечением прокуратуры, милиции и СМИ. Однако в строительстве остается масса проблем, которые в силу разных причин на сегодняшний день остаются нерешенными.

К сожалению, усилия Минстроя РД по пресечению нарушений градостроительного, земельного законодательств и норм сейсмостойкого строительства не находят понимания в органах местного самоуправления.

Согласно п.15 ст. 51 ГК органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, обязаны в течение 3-х дней со дня выдачи разрешения направить копию в Управление Госстройнадзора РД, что в большинстве случаев не делается.

Соответственно, должностные лица администраций городов в угоду частным инвесторам принимают решения по размещению многоэтажных жилых домов вопреки действующему законодательству в ущерб безопасности среды проживания населения. Игнорирование обязательных требований Градостроительного кодекса РФ со стороны администраций и их соответствующих служб является главной причиной массового «беспредела» на сооружении жилья. Владельцы коммерческих домов в своих противоправных действиях игнорируют требования органов Госстройнадзора РД, не допускают инспекторов на объекты проверки, а порой угрожают их жизни и здоровью. Многократно увеличился объем работы, связанной с судами, прокуратурой и другими надзорными структурами.

За 1-й квартал 2008 года Управлением Госстройнадзора РД вынесено 57 постановлений об административных правонарушениях в области строительства. На 01.04.08 года направлено в Управление службы судебных приставов по Республике Дагестан 14 постановлений.

Материал с нарушениями по 14-ти многоэтажным жилым домам в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в нарушении статей 9.4 и 9 . 5 направлены в Арбитражный суд.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 24. 11. 2006г. функции государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного экологического надзора в строительстве, предусмотрено осуществлять в рамках государственного строительного надзора.

И самое обидное, что побережье Каспия для простых граждан не становится ни чище, ни доступнее.

На снимке: Сочи-2007. Стенд инвестпроекта «Немецкая деревня»
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14310

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *