Паломничество — это метафора всего нашего жизненного пути. Через божьих посланников нам дается тропа, по которой мы должны следовать всю свою жизнь. Это тропа трудная и узкая, и только по Божьему благословению и под Его руководством мы можем пройти по ней. Коран учит нас, что все в мире происходит от Бога и все к Нему же возвращается, так что и паломничество, как и весь наш жизненный путь, ведет нас к Божьему храму.
Одетые в простые белые одеяния, мы входим в Запретную мечеть (Масджид аль-Харам), и вот уже перед нами, в центре обширной внутренней площади, возвышается Кааба. Этот момент — предел мечтаний любого мусульманина. Когда впервые видишь архитектурные или природные памятники, хорошо знакомые по фотографиям или фильмам, часто наступает разочарование — изображение не соответствует реальности. Но в этот раз все было по-другому.
Вокруг мечети нет торгашеского гула, но нет здесь и давящей магической атмосферы. Все вокруг светлое, величественное и впечатляюще эстетичное. Огромное скопление паломников не является ни шумным, ни тягостным. Напротив, они в унисон исполняют свою молитву, которая покровительствует каждому. Десять тысяч паломников и гостей молча обходят Каабу. Эффект гипнотический. Нас переполняет чувство того, что нам здесь рады, и мы находимся в полной безопасности среди своих братьев. Слово «салам» («мир тебе») здесь словно материализуется. Величие, эстетичность, вера, интернационализм. В Мекке расовые различия исчезают. Только во время молитвы, склоняясь в земном поклоне, обращаешь внимание на ноги разных цветов кожи. Поистине все расы и континенты представлены здесь.
Кааба — прототип любого трехмерного объекта в своей абсолютной простоте, исламский ответ на вопрос о видимом символе Божественного совершенства. Если Бог, как заметил Ибн Сина, абсолютен в наивысшей степени, тогда этот лишенный украшений простой куб символизирует Его лучше, чем любой другой поддающийся пониманию архитектурный символ. Кааба служит киблой (точкой, в сторону которой мусульмане совершают молитвы по всему миру) и представляет собой «неподвижную точку», символический якорь мировой религии, полностью осознающей то, что Бог не находится на западе или на востоке, а существует вне границ времени и пространства.
Накануне решающего момента — дня Арафата — все паломники напряжены… Без стояния на Арафате хадж не засчитывается. Неудивительно, что все немного нервничают. «О Аллах, пожалуйста, избавь нас от препятствий!». Наконец, все мы там — более двух миллионов людей, словно облаченных в саваны, будто предвосхищая Судный день, восклицая «Ляббяйкя Аллахумма, ляб-бяйк!» («Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой!»).
После ритуала бросания камешков в сатану в долине Мина мы, неописуемо уставшие и также неописуемо счастливые, возвращаемся в Мекку для совершения прощального тавафа (обход вокруг Каабы), запоздало осознавая, что мы стали теперь хаджи, настоящими паломниками… После двадцатишестичасового нахождения на ногах в этом климате мы бредем к нашему временному пристанищу в долине Мина, где мы будем находиться еще три дня, поздравляя друг друга и прося Аллаха принять наше паломничество.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3756