Проблем в республике, связанных со средним образованием, много. Это и шумиха вокруг ЕГЭ, который до сих пор вызывает массу мнений и споров, и растущее число школьников-правонарушителей.
Наряду со всем этим есть еще одна проблема — необучающиеся дети школьного возраста. Те, которые вместо учебы работают. Об этом мало кто сегодня говорит, эта проблема почему-то не вызывает общественного резонанса? С каждым днем число работающих детей увеличивается. Школьную парту им приходится заменять рыночным прилавком или автозаправкой, школьную форму — униформой, ученическую тетрадь — тетрадью учета продаж, вместо ручки — кошелек, звон монет, который становится гораздо дороже знаний. В законе об образовании сказано, что никто не имеет право запрещать ребенку получить образование. Но есть и такие родители, которые считают, что лучшая школа — это жизнь, чтобы научиться жить, не нужно иметь образование. Возможно, кто-то и согласится с их мнением. Почему происходит так, что дети предпочитают работу учебе, какими мотивами руководствуются родители, когда отправляют своих несовершеннолетних детей на заработки? В неполных, многодетных семьях, чтоб прокормиться, трудиться должен каждый, от мала до велика. Два года назад напротив моего дома поселилась семья: женщина и трое детей. Мать с отцом пять лет как разведены. Дети, как обычно это бывает, остались с матерью. Жить в родном селе стало невозможно, они переехали в Махачкалу в надежде найти работу. Зарема, так зовут мать, первые полгода работала уборщицей в школе, после устроилась продавщицей в продуктовом магазине, затем открыла свою продовольственную лавку на рынке. Каждое утро она ходит на работу и берет с собой свою семилетнюю Айшат.
— Мне приходится брать её с собой, не оставлю же её дома одну без присмотра. Устроить её в школу в этом году не получилось. Надеюсь, в следующем удастся. Сама я окончила восемь классов. Двое старших детей остались без высшего образования, не было средств устроить их в вузы, они тоже работают на рынке. Приходится работать не покладая рук, чтоб обеспечить семью, — рассказывает Зарема.
На рынке №2 города Махачкалы за час мне удалось пообщаться с 12 работающими детьми, не посещающими школу. Среди них и городские жители, и приезжие из районов республики. Есть и такие, которые подрабатывают в пекарне, разносят хлеб по рынку, кто-то развозит горячий чай, принесенный из дома в термосах. С одним из них разговорились.
Али, 13 лет.
— Работаю я с 12 лет, со школой не сложилось, не успевал в учебе. Подрабатывал на заправке, заливал бензин. В день выходило около трехсот рублей, потом мне надоело, я ушел. Летом я развозил на рынке холодные напитки. Сейчас горячий чай. Работаю сезонно (смеется).
— Твои родители не против того, что ты работаешь, а не учишься?
— Нет, не против! Мама дома сидит, болеет. Папа работает сторожем. Старший брат уехал.
Наряду со всем этим есть еще одна проблема — необучающиеся дети школьного возраста. Те, которые вместо учебы работают. Об этом мало кто сегодня говорит, эта проблема почему-то не вызывает общественного резонанса
Есть дети и из обеспеченных семей, но и они на рынке. Среди таких Аминат и Юнус. Брат и сестра. Аминат — 15 лет, Юнусу — 9. Продают канцтовары. О своем товаре молодые продавцы знают все. Но ответить на вопрос, хотели бы учиться, отвечают неуверенно и шепотом: «Не знаем, наверное, да, а хотя …деньги же нужны, а в школе их не дают…». Из их ответа понятно, учеба их не интересует. Как рассказала Аминат, они коренные махачкалинцы. Отец торгует мясом, мать- картошкой. А канцтовары — это их бизнес, который устроили для них родители.
Идем дальше. Прилавок хозяйственных мелочей. За ним девочка 15 лет.
-Ты здесь давно работаешь? — интересуюсь я.
-Да, а что случилось?
— А как же школа?
Она слукавила, что только вернулась со школы помочь матери.
В основном забрасывают учебу дети из неблагополучных и малоимущих семей. Возможно, будь понастойчивее родители и педагоги, сидели бы они сейчас на уроке, изучали бы историю своей страны, творчество М.Горького, о котором они никогда не слышали, и планировали бы, кем они станут в будущем.
Чтобы узнать количество официально зарегистрированных неучащихся детей, я обратилась в Министерство образования и науки РД и городское Управление по образованию. В ГУО я позвонила заместителю начальника Заре Абакаровой. На мою просьбу озвучить цифры непосещающих школу детей, ответила:
— А с чего вы решили, что это городские дети?!
— С того, что я беседовала с детьми, не посещающими школу!
— Отчет у нас имеется, — ответила она, — но мы не даем такие сведения СМИ. Мы отчитываемся только Министерству образования!
Тогда я обратилась за информацией в Министерство образования и науки. Дозвонилась в приемную первого заместителя министра Нателлы Мусалаевой. Объяснила секретарше, по какому поводу звоню. На что она ответила: — СМИ могут связаться с начальством только через нашу пресс-службу! Если вам нужна информация, отправляйте письменный запрос! Только так, по-иному никак нельзя!
Проблема есть, но почему пытаются ее умалчивать? Какая проводится работа с детьми, предпочитающими зарабатывать деньги, а не учиться? Этот вопрос мы адресуем Минобрнауки РД и Управлению образования г.Махачкалы.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=13988