Мы живем с вами в сложное, трудное время. Особенно нелегко тем, кто по долгу своей работы должен, обязан писать, говорить правду о сегодняшней действительности, анализировать негативные явления, критиковать зарвавшихся чиновников… Профессия журналиста давно уже стала одной из самых опасных в мире.
Ярким подтверждением этому — длинный список убитых и пострадавших представителей печатных и электронных средств массовой информации.
Пишу эти строки, размышляю о нелегкой журналистской судьбе, и перед глазами встают очень знакомые лица убитых только за последние 10-15 лет известных журналистов и публичных людей нашей республики: Магомедсалих Гусаев, Загир Арухов, Магомедгаджи Абашилов, Тельман Алишаев, Магомед-Вакиль Султанмагомедов, Саид Ибрагимов, Шамиль Алиев, Ильяс Шурпаев… А если к ним добавить имена тех, кто подвергался избиениям, угрозам, шантажу и другим психологическим пыткам, просто давлению со стороны чиновников, список этот будет более внушительным и длинным. И еще одна ужасающая цифра, которая заставляет всех нас задуматься всерьез о цене демократии, гласности и правды. За последние десять лет в мире убито 1380 журналистов. Причем за 2009-2010 годы число погибших представителей СМИ в мире 175. И самое печальное, что многие из этих преступлений так и остались нераскрытыми. По данным Российского Фонда защиты гласности, только с начала этого года зафиксировано уже 10 случаев гибели журналистов. Причем четыре из них напрямую связаны с их профессиональной деятельностью. Ни по одному из этих убийств заказчики и исполнители не найдены.
Вот хроника преступлений против журналистов в Дагестане только с начала этого года. 11 августа в Махачкале убит один из руководителей телекомпании «Махачкала ТВ», начальник отдела исламского просвещения Духовного управления мусульман Дагестана Магомед-Вакиль Султанмагомедов. Автомобиль, в котором находился он, был расстрелян неизвестными. В мае этого года в столице Дагестана погибли директор телеканала ТБС Саид Ибрагимов, создатель — учредитель и руководитель радиостанций «Прибой» и «Ватан», директор телеканала «ТНТ Махачкала» Шамиль Алиев. 9 ноября в здании администрации города Дагестанские Огни совершено нападение на журналиста, специального корреспондента газеты «Черновик» по Южному Дагестану Магомеда Ханмагомедова. И никаких объяснений, извинений мы не увидели и не услышали от виновных руководителей муниципального образования городской округ «город Дагестанские Огни».
Что это? В какой стране мы живем? Почему отдельные люди, как правило, чиновники позволяют нарушать законы и при этом произносят высокопарные фразы о демократии, гласности и правовом государстве. Не слишком ли дорогой ценой платим мы, журналисты, руководители СМИ, за свободу слова, за правду. И еще несколько цифр и фактов. Только в текущем году в России на журналистов было совершено 43 нападения. И всего лишь по четырем из них виновные понесли наказание.
Избиение московского журналиста Олега Кашина подтолкнуло общественность, депутатов, представителей журналистского сообщества к новым инициативам.
К великому сожалению, нападение на журналистов сегодня в нашей стране, в том числе и в Дагестане, стало обыденностью. Россия побила все рекорды по убийствам журналистов. Сколько это может продолжаться? Какие меры необходимо принять? Почему мы так равнодушны к преступлениям, которые совершаются против журналистов? Далеко не на все эти вопросы есть ответы. Но лично меня радует то, что ситуация меняется… Избиение московского журналиста Олега Кашина стало серьезным поводом для размышлений, принятий решений на государственном уровне. Есть разные предложения. В частности, ужесточить наказание за покушение на журналистов, внести изменения в Уголовный кодекс РФ. Депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия» Борис Резник уже внес проект поправки в статью 277 Уголовного кодекса. Речь идет об особой ответственности за нападение на государственных и общественных деятелей. Журналист работает на общество, поэтому журналистская профессия особо значительная. И поэтому Б.Резник считает, что покушение на журналиста по тяжести ответственности должно быть приравнено к покушению на жизнь государственных и общественных деятелей. Это предусматривает наказание от 12 до 20 лет лишения свободы, а в особо тяжких случаях – от 20 лет до пожизненного. И еще несколько мыслей на актуальную тему. Общественная палата РФ предлагает включить индекс свободы слова в региональных СМИ в список критериев оценки работы губернаторов. Об этом недавно заявил председатель комиссии палаты по информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев. По его словам, Общественная палата проводит мониторинг индекса свободы слова в ряде регионов, и уже есть договоренность с администрацией Президента РФ. Он убежден, что «это значительно повлияло бы на более свободное отношение журналистов к освещению проблем». По информации из достоверных источников, Общественная палата России намерена создать в регионах «объективную оценочную базу с помощью социальных служб и союзов журналистов, которая поможет оценивать состояние свободы слова». Мировой опыт показывает, что не может быть никакого развития демократии, объективных СМИ там, где журналистов пытаются запугать, создавать невыносимую атмосферу для выполнения ими своих прямых профессиональных обязанностей.
У нас в Дагестане, как и в других регионах, по-прежнему остро стоит вопрос взаимоотношений государственных и негосударственных СМИ с властью. Все руководители, в том числе и самого высокого ранга, должны понимать: у нас в стране существует единая информационная политика, которая и должна проводиться через государственные СМИ. Однако, как показывает практика, некоторые печатные и электронные СМИ в регионах превратились в выразителей воли только местной администрации. А ведь главное назначение СМИ – это объективное, оперативное информирование населения, формирование и отражение общественного мнения. Давно доказано, что грубый диктат по отношению к средствам массовой информации в конце концов приводит к полной деградации последних. Умный, современный руководитель никогда не будет приручать СМИ, он сам должен быть заинтересован в том, чтобы они были объективными, «зубастыми» и самое главное — действенными. Именно такая позиция поможет ему же (руководителю региона, города, района) разобраться прежде всего в собственных ошибках, уяснить недостатки своей администрации и по мере необходимости корректировать проводимую политику. Эта тема актуальна у нас в Дагестане, где правоохранительная система долгие годы в борьбе с терроризмом предпочитала только силовые методы. Именно телевидение, радио, печатные СМИ (государственные и негосударственные) могут и должны стать информационной и дискуссионной площадкой, если хотите, питательной средой для воспитания плюрализма, демократии и толерантности. Разумеется, при этом сами СМИ должны быть свободны – в рамках Закона о СМИ, этических правил и уважения к правде и независимости.
Мы все учимся демократии, учимся жить и работать в демократическом обществе. И, разумеется, нужно время для того, чтобы ценности плюралистической демократии были вписаны в новую демократическую культуру. Это случится при одном условии, когда общественное информационное пространство станет действительно открытым и доступным для всех.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Давайте вернемся к истории. Говорят, что все познается в сравнении. Все СМИ советского периода жестко зависели от политики партии и конкретно неумолимых идеологических установок. Участие цензуры было безоговорочным. И это, как известно, касалось не только СМИ. Трудно было сдавать разного рода «комиссиям» спектакли, фильмы, книги… Писатели, режиссеры, редакторы, журналисты – их было не так уж и мало – пытались пробиться через трудные заслоны с правдой о жизни к людям. И эти факты, как и творчество талантливых людей, становились для части населения новой ступенью к духовному объединению, формированию гражданского общества.
Журналистское сообщество требует сегодня лишь одного, на мой взгляд, самого элементарного – создания цивилизованных условий для выполнения своих профессиональных обязанностей. А как быть, если власть (федеральная, региональная, муниципальная) не в состоянии в полной мере обеспечить справедливость по отношению к жертвам насилия – журналистам?
Как видим, вопросов много… Есть вопросы к представителям СМИ, и самый главный из них: какова роль самих журналистов в современном мире? Как СМИ влияют на общественное мнение? Какова их роль в построении гражданского общества? Это те чрезвычайно актуальные вопросы в современном стремительно меняющемся мире, которые требуют тщательного изучения.
Построение гражданского общества призвано служить здоровью нации. Но построение такого общества – процесс (факт общепризнанный) длительный, тернистый.
Ситуация в нашей республике, стране меняется. Модернизация России становится неизбежной, и с этим всем нам необходимо считаться. А с теми, кто не сможет поменять свою жизнь и мышление в соответствии с требованием времени, будут происходить не самые приятные процессы. И они уже происходят. Происходят рядом с нами, надо только все это видеть, осознавать.
Журналистика – это профессия смелых, мужественных людей. И даже в эти неспокойные, опасные времена мы работаем на Дагестан и дагестанцев. Работаем с тем, чтобы каждый день доносить до своего читателя, зрителя, слушателя объективную информацию, правду. А это очень дорогого стоит. Иногда здоровья, а порой даже и жизни… Это и есть настоящая профессиональная журналистика без ангажированности и политической окраски.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=13977