По большому счету, мы находимся в постоянном подвешенном состоянии и непрекращающемся переходном периоде, который никак не закончится. Один переходный период трансформируется в другой. Тот — в третий. И далее по нарастающей. Когда это закончится и появится возможность оценить действия руководства страны по отношению к России в целом и регионам в частности? По крайней мере, не в ближайшей перспективе.
Вон стратегия развития СКФО, которую намедни в очередной раз обсудили Дмитрий Медведев и полпред Александр Хлопонин, планируется до 2025 года. А до этого были другие долгосрочные планы. Как были и другие переходные периоды — к рыночной экономике, к демократии, другой выборной системе в законодательный орган власти субъектов РФ, к новой образовательной системе, и прочее, и прочее.
Такое ощущение, что идет одна непрекращающаяся реформа. И население уже не знает, радоваться этому или нет. Хотя интерес есть — чем же все закончится на этот раз.
Последний шанс
Нынешняя реформа для нас — не что иное, как последний шанс и способ проверить, возможно ли что-то коренным образом новое на этой территории (СКФО), есть ли вероятность резкого рывка или все это утопические рассуждения, желает ли региональная элита (в том числе и Дагестана) развиваться, а не воровать, созрела ли она для этого. Если к 2025 году ничего не изменится, то на что надеяться в дальнейшем? Что еще нужно будет сделать для того, чтобы «вытащить» Кавказ из военного положения и скатывания к средневековью? В принципе, это последний шанс. Если шанс (после такого-то внимания и денежных вливаний, антикризисного менеджмента и ожидания роста социально-экономических показателей не только на бумаге, но и на деле) не использовать, то тут уж два варианта. Первый: война и последующее духовное и человеческое обновление общества, где всякий будет знать, что война — это плохо, и будет стремиться к нормальной жизни под контролем (патронажем) сверху (неважно, какой вид контроля будет: брутальный или мягкий). Второй: просто война, но уже без духовных обновлений и реинкарнаций.
Поэтому сейчас так интересно на все это смотреть. Захватывающе и тревожно. Как там все будет? Опять ходьба вокруг до около или реальные дела с реальными результатами? Разойдутся, как это часто бывает, слова с делом или нет? Интересно ведь. И вроде как кажется, что действительно взялись за работу. Но впечатление обманчиво. Не первый раз кажется ведь. Впрочем, поживем — увидим. Но хочется, очень хочется…
Дагестанская специфика
Конечно, после сказанного выше можно взять и раскрыть эту пресловутую Стратегию, и разобрать ее на винтики и гаечки, сопровождая ехидными замечаниями и ссылками на утопические планы, которые где-где, а в Дагестане трудно осуществимы…
С его-то коррупционно-клановой машиной, которая может и кандидата в председатели ВС РД заставить «задуматься»: а стоит сюда ехать, и снять «видеокомпромат» на прикомандированного чиновника, и отказать московским в назначении своего человека на должность главного налоговика республики. Но мы такой разбор полетов делать не будем. Есть Стратегия, и ладно… Ну и молодцы. А вот указать болевые точки, которые нужно лечить, и расставить приоритеты можно и нужно.
Не в безопасности
В экономической теории есть такое понятие, как экономическая безопасность региона. И включает оно в себя: продовольственную безопасность (наличие на территории продукции, которая не только способна прокормить население, но и может служить источником роста налоговых поступлений и развитием торговли), социально-демографическая безопасность (уровень безработицы, доступность образования и медицины, социальная стратификация общества и прочее), финансовая безопасность (уровень дефицита бюджета, устойчивая финансово-бюджетная система, наличие денежно-ресурсной базы), производственная безопасность, инвестиционная безопасность. В принципе, сюда можно отнести и защищенность от угроз рядового человека или предпринимателя. И уже потом эти блоки описывать более подробно, дробя их на стагнацию аграрного сектора, сокращение технического потенциала и прочее.
Если же пройтись по блокам в целом, то для Дагестана складывается ситуация не самая радужная. Проще говоря, мы далеко не в безопасности. Скорее, наоборот (даже несмотря на то, что Дагестан по сравнению с другими субъектами СКФО показывает более-менее стабильный рост).
О продовольственной безопасности «НД» как-то уже писало. Мы не производим такого объема продукции, которого хватило бы, чтобы прокормить все население Дагестана, и нам поставляют продукцию из соседних регионов, стран. Та же статистика, которая приводится в пользу развития агропромышленного комплекса, не всегда объективна, и это замечал и президент республики Магомедсалам Магомедов, и министр сельского хозяйства Мурат Шихсаидов: «В республике нет того поголовья овец, которое показывает республика. Это делается для получения дотаций».
Социально-демографическая ситуация. С рождением у нас всегда был полный порядок. Но на этом фоне ярче проявляются другие проблемы. Например, миграция с ежегодным оттоком населения из Дагестана. В 2009 году миграционная убыль составила 8045 человек (в 2008 году — 9814 человек). И это трудоспособные, предприимчивые люди. Общая же численность безработных в Дагестане, по данным обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год), — 168 тысяч человек, а официально зарегистрированных безработных (по состоянию на 1 января 2010 года) в республике — 45,8 тысячи человек. И это наверняка не самые пессимистичные данные, учитывая, что за чертой бедности у нас живет более 30% населения. Что говорить, если величина прожиточного минимума в Республике Дагестан за II квартал 2010 года в расчете на душу населения установлена в размере 4369 рублей, для трудоспособного населения — 4582 рубля, пенсионеров — 3548 рублей, детей — 4203 рубля. А ведь величина прожиточного минимума представляет собой не что иное, как стоимостную оценку потребительской корзины, которая включает в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Вряд ли на эти деньги проживешь нормально.
С привлечением инвестиций тоже не фонтан. Как ни старается Хлопонин и Ко, пока инвестиций в Дагестан поступает мало, а те, что поступают, связаны с государством, но не с частным бизнесом.
Говоря об инвестициях, нельзя не упомянуть о финансах и бюджете республики. Ведь, к примеру, «прописка» на территории республики крупных компаний позволяет увеличить инвестиции и налоговые сборы в бюджет республики (с дефицитом 1,5 млрд рублей). Постоянная зависимость от денег федерального центра — тоже риск и, конечно, минус в графе «финансовая безопасность региона».
Диспропорции
Главная цель создания СКФО и задача Хлопонина — это социально-экономическое развитие Северного Кавказа. Все акцентировано на это. Задачи сделать в одночасье регион-донор, думается, не стоит. Да и невозможно за короткий период времени ликвидировать такой дисбаланс между регионами (например, СКФО и ЮФО). Выравнивание регионов невозможно. Региональные диспропорции, прежде всего в финансовой части, огромны. На это влияют и географическое положение регионов, и развитие общественных отношений, и имеющиеся у регионов ресурсы (металлургия, газ, нефть и прочее).
Главное желание регионов заключается в изменении объемов перераспределяемых финансовых ресурсов. Чтобы то, что зарабатывали, оставалось на территории субъекта РФ. Со стороны Дагестана, правда, таких требований не услышишь, потому что своих денег, даже если оставить их здесь все, республике не хватит.
С другой стороны, перераспределение денежных потоков в масштабах всей страны будет замедлять экономический рост регионов, так как деньги сильных будут отдавать слабым. И это не на руку регионам-донорам, да и федеральному центру (ведь разрыв растет, и, к примеру, дефицит бюджетов российских регионов в 2009 году составил 329 млрд рублей по сравнению с 54 млрд рублей в 2008 году, а это значит, что на выравнивание должно быть затрачено больше средств). Потому такой масштаб денежных вливаний в СКФО (и Дагестан как его части) видится как одна из последних попыток поправить ситуацию. Иначе говоря, если не сейчас, то когда? Пан или пропал. Думается, что руководство отдает себе отчет в том, что развивать все одновременно нельзя — денег не хватит, а вот развить отрасли с мультипликативным эффектом самое то.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3726