Слова старой популярной песенки «Все хорошо, прекрасная маркиза!» невольно, но упорно всплывают в памяти при чтении опубликованного недавно в СМИ манифеста просвещенного консерватизма «Право и Правда» известного кинорежиссера Никиты Михалкова.
Как ни крути, термин «консерватизм» оппонирует призыву Президента России Д. Медведева модернизировать общество и экономику страны. Потому особо интересно, о чем говорит манифест, с одобрением встреченный «Единой Россией».
Да, Михалков за великую Россию. А кто против? Между тем то, что составляло славу великой страны, разбазарено, раскрадено и погублено в лихие девяностые, а приватизация одних сделала богатыми, других (большую часть!) ввергла в нищету. Пусть так, но ведь даже по классике исследования путей развития капитализма, по Марксу, первоначальный этап накопления капитала должен непременно перейти в следующий, когда он, капиталист, окрепший и сытый, станет наконец думать и о тех, кто ему эти блага создает. Разве это у нас произошло? Нет у нас и пресловутого среднего класса, на который предлагает опереться Михалков. Он говорит, что люди, имеющие что-либо, устоявшиеся, авторитетные – вот они за консерватизм. А много ли их у нас в стране? И сколько нам этого ждать, имею в виду бурного роста прослойки-среднего класса, в стране, расслоение общества которой так очевидно?
Если брать за исходную точку нынешнее состояние экономики, он, этот следующий этап, подойдет еще не скоро. Так о каком просвещенном консерватизме может идти речь? Нужно идти дальше. Идти решительней и напористей, не засоряя голову сказками о царе-батюшке и православных ценностях, которые в данном случае при всех своих достоинствах просто неуместны, если мы признаем, что живем и собираемся дальше жить единой семьей, членами которой являются и иудеи, и мусульмане, и буддисты, и взращенные предыдущей системой атеисты. Кстати, как быть с последними — неужели крестить?
Переход экономики к рыночной системе при всей противоречивости оценок причин, ее побудивших, подвели страну к необходимости модернизации. Смена политической формации просто требует ее как таковой, и постиндустриальное развитие нацелено не столько на масштабные и пугающие Михалкова революциями потрясения, сколько на качественный скачок базы жизнеобеспечения нашего общества.
Не пугает ли модернизация вместе с автором манифеста нуворишей и огромную армию чиновников, не желающих что-либо менять, о которых говорил Дмитрий Медведев в своем электронном обращении?
Нам необходима экономика, которая в нынешних условиях призвана стать мобильной, интеллектуально насыщенной. Возможно ли этого добиться без модернизации? Нужно ли реставрировать традиции, знание которых мы можем сегодня почерпнуть лишь из учебников о древней Руси и имперском прошлом страны? История России наглядно свидетельствует, что сколько ни запрягай народ в красивые уздечки, пусть не сразу, но в конце концов он их разрывает. А вот за этим действительно следуют потрясения. Так стоит ли вновь испытывать судьбу?
Мировой научно-технический прогресс, участником и проводником которого было и наше государство, обязывает нас сегодня развивать его прикладные направления, выраженные в производстве конкурентоспособных интеллектуальных продуктов. Таков вызов времени. Этот главный плацдарм, уступив который, Страна Советов потерпела сокрушительное поражение от капитализма. Диктатура пролетариата не оправдала себя, так нужна ли нам чиновничья диктатура, за которую ратует Михалков, и может ли она нам дать необходимое развитие?
Мы вынуждены и обязаны вопреки потенциальным и уже имеющимся издержкам нового устройства ставить экономику на новые рельсы. Именно поэтому так остры и требовательны посылы Президента страны Дмитрия Медведева, который своими решениями активизирует уже запущенные процессы модернизации.
Да, нам нужен открытый и правдивый взгляд на происходящие в стране события, достойная цивилизованных людей идеология, а манифест Михалкова, претендуя на открытость и искренность, этого нам не дает. Он по сути предлагает возрождать тоталитарный строй.
Когда-то Россия славилась купечеством, меценатством, предпринимателями и промышленниками, которые знали цену слову. Теперь же преобладают стяжательство, подкуп, коррупция. Как пробудить от спячки предпринимательскую жилку населения? Как сделать так, чтобы оно поверило в здравость соблюдения экономических законов и свободной конкуренции, не забывая и руководствуясь нравственным началом? Вот в чем вопрос. Вот почему, на мой взгляд, Дмитрий Медведев делает акцент на модернизации прежде всего сознания каждого человека, повышения его роли в общественных процессах, происходящих в стране, его духовной составляющей, диктатуре права, а не решающей роли личности в определении курса развития общества, предлагаемой Михалковым.
Вспомним недавнее прошлое: ведь в нас все живое вытравляли десятилетиями — начиная с прикрытия НЭПа или раскулачивания крестьян и завершая борьбой со спекуляцией и пьянством. Необходимо идти вперед, но сегодня та рефлексия и вбиваемая десятилетиями идеология затрудняют движение, а ведь это и есть тот самый консерватизм. До просвещенного же консерватизма, присущего, к примеру, англичанам, нам еще очень далеко, а чтобы быть в числе достойных, мы просто обязаны, преодолев путы бюрократии и свою инертность, создавать новое, не архаичное, но единое в своих устремлениях и побуждениях общество.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=13732