Депортация: неизвестные страницы

Кавказцы — все без исключения — считают Сталина своим земляком. К землякам же кавказцы относятся с особой теплотой и уважением. Но относился ли также к своим землякам-кавказцам Сталин? Любил ли он их? Иосиф Виссарионович был большой знаток и любитель русских пословиц и поговорок и всегда очень к месту их употреблял.

Пойдём и мы по его стопам, чтобы ответить на наш вопрос. Есть русская пословица: кого люблю — того и бью… Так вот, если прочесть её наоборот: кого бью — того люблю, то — да, любил, потому что бил он их от души, если применим к этому занятию душевный порыв. Истреблял творческую интеллигенцию — поэтов, писателей, артистов, учёных, политических деятелей, уничтожал просто предприимчивых и, соответственно, зажиточных людей (в том числе моего деда Узунай Гаджи), выселял, сгонял со своей земли целые народы и нации… Словом, крепко любил нас грузин Иосиф Сталин…

Депортационно-переселенческие инициативы Сталина на уровне целых наций как-то затмили его такие же по характеру, но более "мелкие" по масштабам дела, выражаясь словечком более современного нам тирана, по "рокировочкам" внутри отдельных малых наций Кавказа. Например, кумыков. Вряд ли Сталин даже слышал это слово: кумыки. А если и слышал, едва ли он воспринимал всерьёз тот "человеческий материал", который это слово обозначало. Но это не помешало ему обойтись с ними таким образом, что они до сих пор поминают его недобрым словом…

Сейчас заядлые сталинисты прервут меня, говоря, что можно ли обвинять Сталина в плачевной судьбе тех, кого даже имени он не знал? Если перевести это возражение на более простой язык, то оно обозначает: Сталин лично не виноват во всех тех преступлениях, которые совершали его ставленники на местах! Он был просто человек, несмотря на всё своё величие, и уследить за всем, что делалось в огромной стране от его имени, просто физически не мог… Безусловно, так оно и есть, однако, произнося имя Сталина, — в данном случае, да и во многих иных случаях — мы не имеем в виду его лично, а подразумеваем тот порядок, заведённый им, который позволял всем, скажем так, микросталиным на местах поступать с отдельными ли личностями, с аулами ли, с деревнями ли, или с целыми нациями так, как этот, заведённый Сталиным, порядок считал нормальным. Крутость, с которой он двигал и задвигал личности и фигуры, хорошо известна. Не секрет и его способность "…На целые народы / Обрушить свой державный гнев". Менее известен срез его деятельности, касающийся "рокировочек" на уровне населённых пунктов. Давайте восполним этот пробел. Для этого нам придётся обратиться к архивным документам, касаются они тех самых кумыков, которых, по нашему предположению, товарищ Сталин не знал (да и знать не хотел!) Зато это прекрасно знали микросталины в Дагестане, на деяния которых и прольют свет упомянутые документы.

Речь идёт о нескольких кумыкских сёлах (конкретно: Тарках, Кяхулае, Альбурикенте Махачкалинского района и селе Карасув-Отар Хасавюртовского района), население которых без всякого желания с их стороны было снято (употребим пока это нейтральное слово) со своих мест и перемещено в другие места, куда оно по своей воле не собиралось.

Вот у меня в руках "ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР" (этот строгий заголовок до сих пор ещё полон угрозы и силы!). На нём стоит дата — 12 апреля 1944 года (спустя 17 лет этот день станет Днём космонавтики, а тогда это был день скорби и слёз для десятков тысяч сельчан Тарков, Кяхулая, Альбурикента (карасув-отарцев эта участь постигла месяцем раньше, в марте 1944-го). Указан и номер: 246/243/64. А посмотрите, как сформулирована тема: "О ПЕРЕСЕЛЕНИИ КОЛХОЗНИКОВ КОЛХОЗОВ ИМЕНИ МОПР, ИМЕНИ 9 ЯНВАРЯ И 1 МАЯ МАХАЧКАЛИНСКОГО РАЙОНА В ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН". То есть по меркам Дагестана — к чёрту на кулички! Укажем и фамилии тех, кто этот чудовищный документ подписал, придав ему юридическую силу. Это небезызвестный в Дагестане Азиз Алиев, бывший в ту пору первым секретарём Обкома ВКП(б) (ныне его имя носит одна из оживлённых улиц Махачкалы), и А.Даниялов, возглавлявший тогда СНК ДАССР, а впоследствии — долгие годы — первый секретарь Обкома, человек, с именем которого кумыки связывают (обоснованно или нет — это другой вопрос) множество своих проблем и бедствий.

Опишем вкратце портреты этих двух деятелей тех лет. Начнём с Алиева. Первым секретарём Дагестанского Обкома партии Азиз Мамед Керимович стал в 1942 году, непосредственно в ходе войны. Что это значило тогда? Почему первым лицом Дагестана становится лицо азербайджанской национальности? Что, своих, что ли, было мало, преданных партии и беспощадных к её врагам? Например, А.Даниялов, чья подпись как председателя СНК стоит рядом с подписью Алиева, тот самый Даниялов, сменивший его впоследствии на посту первого секретаря — разве он не был предан Партии и её людоедским идеям? Был! И не раз это доказывал, неспроста же именно он сменил на этом посту непреклонного Алиева…

Сейчас с достоверностью установить это невозможно, хотя некоторые косвенные признаки указывают на то, что на это место попал он не случайно… Дело в том, что Азиз Мамед Керимович был личным другом всемогущего (в ту пору) первого секретаря ЦК Азербайджана Багирова. Могущество Багирова зиждилось на личном знакомстве, даже дружбе с двумя ключевыми фигурами коммунистической верхушки — с Лаврентием Берия и Иосифом Сталиным. Берия был его замом в бытность Багирова Председателем ЗАК ЧК. После написания Лаврентием Павловичем известной книги, раздувавшей роль Сталина в коммунистическом движении в Закавказье, "хозяин" забрал того к себе, наверх. И бывший подчинённый Багирова вознёсся гораздо выше своего бывшего шефа. Но это не отразилось на их дружбе, и Багиров, появляясь в Москве, никогда не обращался ни к кому другому — шёл прямо к Сталину и к Берия. И те неизменно дружески, без церемоний принимали его. В Азербайджане же Багиров и вовсе ни с кем не считался и вёл себя как падишах. Он-то и направил в соседний Дагестан Азиза Мамед Керимовича, который, беря пример со своего соплеменника, так же сделался здесь то ли падишахом, то ли царьком, называйте как угодно.

Алиев-то, став падишахом Дагестана, и поставил на должность председателя СНК, по-нынешнему председателя правительства, Абдурахмана Даниялова, прославившегося многими антикумыкскими делами. Впрочем, были они не столько антикумыкские, сколько прогорские: Абдурахман Даниялович был убеждённый урбанист и урбанизатор Дагестана, из чего органически вытекали все его, объективно бившие по кумыкам и их интересам, инициативы. Не обошлось без них и в данном случае с переселением жителей кумыкских сёл…

…Мамед Керимович Алиев.

Алиев был, образно говоря, "глазом" Багирова, а через него — самого Сталина, в Дагестане. Теперь принято говорить "рука", то есть символ карательного действия, хотя, если быть объективным, к тем обстоятельствам больше подходит "рука", чем "глаз", потому что контроль ("глаз") переходил тогда в действие ("рука") столь молниеносно, что оба этих символа практически сливались в один: карающую "руку" "хозяина".

Коридоры власти вроде джунглей — надо быть постоянно начеку, дабы не стать жертвой "невидимого глаза", снабжённого вполне зримой "рукой", очень скорой на расправу с теми, кто зазевался и оплошал… Именно по этой причине первым замом председателя СНК, то бишь уже известного нам Даниялова, Алиев поставил "своего" человека — некоего немца по фамилии Рихирев. Схема эта была, по-видимому, настолько эффективной, что Даниялов, став первым секретарём, повторил её без изменений, избрав в качестве своего "глаза" Шахрудина Шамхалова, выдвинутого им на пост первого заместителя Председателя Совета Министров ДАССР.

Один эпизод, чтобы не быть голословным, иллюстрирующий степень власти, которой обладал Алиев в Дагестане. В 1945 году нескольким скульпторам было поручено возвести в Махачкале памятник "Гомеру ХХ века" С.Стальскому на месте его захоронения в приморском парке (где его останки так и не были обнаружены. Куда они делись — остаётся загадкой по сей день…) Инициатором возведения памятника лезгинскому ашугу был А.Алиев. Почему именно Стальскому — тоже не совсем ясно. Возможно, причина более чем банальная. Просто в Азербайджане проживает много лезгин, и к ним азербайджанец Алиев вполне мог испытывать тёплые чувства, такие же, например, как к кумыкам: ведь именно его должны они благодарить за выселение в Хасавюртовский район и благодарить не в ироническом смысле, а вполне серьёзно, так как "хозяин" планировал выслать кумыков не в Хасавюрт, а гораздо дальше, в Среднюю Азию, куда он выслал чеченцев, карачаевцев, балкарцев и др. А Алиев добился каким-то образом смягчения этого решения. Я так полагаю, что выяснить это гораздо проще, чем узнать другое — почему, по какой причине он это сделал, то ли выручал братьев-тюрок, то ли чисто по-человечески их пожалел? Но у коммунистов не было не то что расовых, но даже и национальных "предрассудков", а человеческую жалость они в себе сознательно вытравляли… Словом, эпизод со спасением, хотя и частичным, кумыков остаётся одной из тайн этой довольно гадкой истории.

Но вернёмся к портрету Алиева. Он стоит того, чтобы описать его поподробнее.

Однажды в мастерскую, где трудились упомянутые скульпторы, прибежал запыхавшись один из секретарей обкома и стал требовать срочно произвести уборку. "Сейчас сюда хозяин прибудет!" — объяснил он мастерам причину неурочного субботника. "Так хозяин только что был здесь", — возразил кто-то из них, подразумевая хозяина дома, где расположилась мастерская. "Да не он — хозяин Дагестана приедет!.." — досадливо бросил гость, поторапливая мастеров.

Вскоре прибыл и "хозяин". Из новенького "Опеля-блица" бордового цвета грузно вылез средних лет, среднего роста (средних способностей, добавим от себя) человек, полнеющий и лысеющий, но с виду самоуверенный и даже несколько спесивый. В ходе разговора с мастерами выяснилось, что у них есть проблемы с питанием. Алиев вынул блокнот, быстро черкнул несколько строк и протянул своему шофёру. "В порт! — отрывисто приказал он. — Одна нога здесь, другая там…". В порту стояли суда, на которых горой высились доставленные по ленд-лизу продукты из Америки. Попасть на территорию порта было крайне трудно, надо было собрать десятки подписей, чтобы получить разрешение на вход туда. Шофёра Алиева пустили по одной коряво написанной записке, и вскоре он привёз целый мешок знаменитой американской тушёнки. У мастеров слюнки потекли при виде такого подарка. И теперь уже у них не было никаких сомнений, что перед ними действительно стоит "хозяин" Дагестана. Странно было только одно: вроде революцию делали с тем, чтобы не было хозяев, а он — вот он, стоит и в ус не дует… Таков был человек, подписавший ПОСТАНОВЛЕНИЕ, "разрешающее" жителям трёх кумыкских сёл переселиться в сёла выдворенных самым главным "хозяином" в Среднюю Азию чеченцев.

Впрочем, история с Алиевым и "спасением" им кумыков — это именно тот случай, когда говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Не будь Алиев "хозяином" Дагестана, не имей он такого могущественного покровителя, как Багиров с его сильнейшими позициями в Кремле, — то едва ли он смог бы помочь кумыкам, и отправились бы они не в Хасавюртовский район, а гораздо дальше — в Среднюю Азию, и не три села, а все поголовно! И кумыки, безусловно, никогда не забудут того, что сделали для них Алиев и Багиров, даже отдавая себе отчёт в том, что оба этих деятеля были отнюдь не ангелы и на их совести лежит родовой грех за все преступления Компартии и лично товарища Сталина…

Но обратимся наконец к тексту пресловутого ПОСТАНОВЛЕНИЯ. Вот как объясняет оно необходимость "переселения" жителей трёх кумыкских сёл: "Учитывая необходимость отчуждения значительных земельных площадей колхозов им. МОПРа, 9 января и 1 мая, прилегающих к черте города Махачкалы, как нефтеносных, также для организации коллективных индивидуальных огородов и подсобных хозяйств нефтяных, промышленных и транспортных предприятий, Совнарком Дагестанской АССР и бюро Обкома ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ…". Как вы думаете, что ПОСТАНОВЛЯЮТ эти две людоедские структуры? Они ПОСТАНОВЛЯЮТ… "Разрешить Исполкому Махачкалинского Горсовета Депутатов трудящихся и Горкому ВКП(б) переселить колхозы имени МОПРа, 9 января и 1 мая Махачкалинского района в бывшие чеченские колхозы Хасавюртовского района на условиях, предусмотренных постановлением Совнаркома Дагестанской АССР и бюро Обкома ВКП(б) от 15/III 1944 года".

Разрешить… Это надо понимать так, что от Исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б) поступила в СНК и Обком КВП(б) просьба: сердечно, мол, просим вас, братья во Сталине, разрешите переселить население нескольких кумыкских сёл…" к чёрту на кулички! И Обком в лице Азиза Алиева (роль последнего в этой истории не была однозначно негативной, о чем ниже) и СНК в лице А.Даниялова разрешили… Ну как не подсобить родному человечку?! Как не позволить поизмываться над крестьянами, тем более кумыками по национальности, братьям по людоедской партии? Разрешили… Но буквально следом читаем строки, которые напрочь перечёркивают разрешительный характер первого пункта, ибо они требуют "2. Обязать исполком Махачкалинского Горсовета трудящихся и ГК ВКП(б) переселение указанных колхозов провести не позднее 20/IV 1944 года".

Давайте теперь посмотрим, каким числом датирован документ. 12/IV 1944 года. То есть Обком вкупе с СНК обязал Исполком и Горсовет произвести "переселение" трёх больших сёл в течение… 7 дней!

Какая же была необходимость так спешить господам Алиеву и Даниялову? О, ещё какая! Следующий пункт даёт на это недвусмысленный ответ.

"3. Признать необходимым на базе Махачкалинского городского колхоза имени (разумеется! — Б.У.) Сталина, за счёт его реорганизации и также части земель переселяемых колхозов создать пригородный овощно-виноградный и животноводческий совхоз". Совхоз — это вам не то что колхоз, тем более "овощно-виноградный и животноводческий"! Партийная элита нуждается в качественном питании, не всё же людоедствовать.

Ещё на один пункт хотел бы обратить ваше внимание, на п.5., партия не была бы Партией, если не прочитала бы лекцию своим жертвам о пользе того издевательства, которое она над ними собиралась произвести. Цинично и нагло звучат эти несколько слов строк. "5. Поручить члену бюро Обкома ВКП(б) провести соответствующую разъяснительную работу среди колхозников переселяемых колхозов и обеспечить руководство по организованному их переселению".

Что же оставляли, уходя, точнее, "переселяясь" на чужбину, селяне Тарков, Кяхулая и Альбурикента? Господа Алиев и Даниялов, поставив перед ними такие жёсткие сроки, обрекали их на полную нищету, так как ничего, кроме домашнего скарба, взять с собой эти люди не могли. Так и отправились, прихватив лишь самое необходимое…

Ещё более трагически сложилась судьба жителей села Карасув-Отар Хасавюртовского района, того самого, куда были переселены таркинцы, кяхулайцы и альбурикентцы в апреле 1944 года. Их мытарства начались чуть раньше, в марте того же года.

Село Карасув-Отар возникло ещё в 1825 году, то есть ко времени выселения это было уже довольно обжитое место, где крестьяне жили, обрабатывали землю, создавали семьи, рождали детей, хоронили своих покойников… Словом, жили нормальной, полноценной жизнью. После революции карасув-отарцы одними из первых организовались в колхоз. Носил он, естественно, имя кумыкского революционера З.Батырмурзаева. Согласно документам, за ним, за селом, было закреплено 1579,4 га земли, на которой карасув-отарцы добросовестно, как это всегда водилось у них, трудились в поте лица. Но вот наступил предпобедный 1944 год, и карасув-отарцам "предлагают" покинуть насиженные места и переместиться в село Осман-юрт, откуда незадолго перед этим были депортированы чеченцы. Всё это, разумеется, без согласия самих крестьян. Надо сказать, что переселение людей именно в этот момент, когда советские войска уже перешли в решительное наступление и немец в эти места мог прийти лишь чисто теоретически и, следовательно, переметнуться на его сторону ни чеченцы, ни тем более кумыки попросту не могли — ведь не было, не могло быть того, к кому бы они могли переметнуться! — переселение в этот момент представляется актом бессмысленности, отзвуки которого мы слышим до сих пор в соседней Ичкерии…

…Буквально через месяц их перебрасывают на другое место, в чеченское село с красивым названием Сим-Сир. Оказывается, начальство решило поселить в Осман-юрте бедолаг кяхулайцев и прямо на ходу произвело новую "рокировочку". Но на этом страдания карасув-отарцев не кончились. В 1957 году, когда чеченцы стали возвращаться в свои дома, когда кяхулайцы, бросив нажитое здесь, тоже торопились уехать на старое место — карасув-отарцев вновь перебрасывают, теперь уже в Боташ-юрт, где, как пишут они сами, "в настоящее время проживает 150 хозяйств, выходцев из с. Карасув-Отар". Приведём, раз уж мы обратились к документам, требования жителей этого села, высказанные ими в адрес Народного Собрания Дагестана.

"Мы, жители бывшего с. Карасув-Отар, требуем:

1. Восстановления населённого пункта Карасув-Отар, возврата причинённого ущерба с учётом 3-кратного нашего переселения…"

Это лишь одно из требований, а их несколько. Недавно я встречался с несколькими стариками из этого… бывшего села. У меня сохранилась запись их рассказа о том, как солдаты революции обращались с ними во время этого светопреставления. Явившись рано поутру к ничего не подозревавшим крестьянам, они дали им на сборы… 5 минут! Разве такое забудешь! Словом, состояние карасув-отарцев можно без преувеличения назвать трагическим, люди буквально на грани срыва. Я уверен, что те инстанции, от которых зависит разрешение их проблем, должны незамедлительно сделать это.

Какова же была причина столь сурового и внезапного удара "карающей руки" Партии по жителям четырёх кумыкских сёл? Конечно, она могла бы "ударить" — и довольно часто это делала — и без причины, просто так, для острастки, но в данном случае была и причина. Обратимся к тексту пресловутого ПОСТАНОВЛЕНИЯ. В нём необходимость "отчуждения значительных земельных площадей колхозов имени МОПРа, 9 января и 1 мая" объясняется тем, что они якобы "нефтеносные". Точно ли они были нефтеносные? Самое ближайшее будущее показало, что нет, вернее, нефть на этих землях действительно была, но отнюдь не в таком количестве, чтобы из-за неё выселить население целых трёх сёл.

Вторая причина (да, была и вторая) выглядит не такой уже фундаментальной, даже, можно сказать, мелкой, вернее, мелкобуржуазной, теряясь на фоне предполагаемой нефтеносности "значительных (что правда, то правда! — Б.У.) земельных площадей", и вполне может быть названа подпричиной, во всяком случае, лексически она задрапирована именно под неё. Оказывается, селян переселяют, учитывая нефтеносность, "а также (каков оборот! — Б.У.) для организации коллективных, индивидуальных огородов и подсобных хозяйств нефтяных, промышленных и транспортных предприятий". Дальше следует вообще шедевр либерализма, демонстрация полнейшей независимости ветвей советской власти, скрупулёзное согласование и взаимодействие инстанций разного уровня. "Разрешить Исполкому Махачкалинского Горсовета депутатов трудящихся и Горкому ВКП(б), — великодушно разрешают СНК и ВКП(б) ДАССР, — переселить… — следуют уже хорошо знакомые читателям названия трёх кумыкских колхозов — в бывшие чеченские колхозы Хасавюртовского района на условиях, предусмотренных постановлением Совнаркома Дагестанской АССР и бюро Обкома ВКП(б) от 15/III 1944 года".

Наверху инициативу поддержали (разумеется!). Теперь оставалось только поработать с кумыкскими крестьянами, во-первых, поставить их в известность, какой сюрприз преподносит им родная партия, во-вторых, убедить их, что делается это исключительно в их интересах, в-третьих, уговорить их не затягивать, а как можно быстрее перенестись на новое, отведённое им "заботливой" рукой партии место. Место это, скажем сразу, вряд ли могло порадовать кумыкских крестьян, поскольку партия переселяла их "в опустевшиие после выселения чеченцев селения Байрамаул, Османюрт и Бамматюрт". Таким образом, трагедия их собственного насильственного переселения удваивалась фактом их вселения в дома, являвшиеся живыми памятниками трагедии других. Как бы вы себя чувствовали, уважаемые читатели, если бы вас обеспечили жильём изгнанной на ваших глазах, рыдающей от отчаяния семьи? Примерно такое же чувство испытали и кумыкские крестьяне, заселяя чеченские дома. Естественное чувство брезгливости должно было заставлять их мешкать с вселением в чужие жилища, ещё источавшие чужой запах, чужой дух. Но — куда было деваться бедным крестьянам? Пришлось покориться благой воле Партии.

На один пункт пресловутого ПОСТАНОВЛЕНИЯ хотел бы обратить ваше внимание. Партия не была бы Партией, если бы не прочитала своим жертвам лекцию о полезности для них того издевательства, которое она над ними собиралась произвести. Цинично и нагло звучат эти несколько строк. "5. Поручить члену ВКП(б) т. Тахтарову и бюро Махачкалинского ГК ВКП(б) провести соответствующую разъяснительную работу среди колхозников переселяемых колхозов и обеспечить руководство по организованному их переселению".

Нет сомнения, что т. Тахтаров справился с поручением: ровно через неделю три кумыкских села у подножия Таркитау опустели.

Но, может быть, крестьяне сами хотели этого, может быть, это были неисправимые романтики, может, кочевая тюркская жилка затрепетала, узнав о предстоящем переселении на новое место? Ничуть не бывало! Вот у меня в руках документ, начисто отметающий такое подозрение. Это "ПРОТОКОЛ конференции представителей посёлков Тарки, Кяхулай и Альбурикент, посвящённой 52-летию их насильственного переселения". Слово "насильственное" в данном случае употреблено не мною, а самими участниками конференции. То есть это означает, что по крайней мере 52 года спустя жители этих сёл воспринимали то, что с ними произошло, как насилие. Открыл собрание председатель оргкомитета Алиев Ю.М., который — цитирую: "…сказал, что 50 лет назад жители селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент были наглым образом переселены в Хасавюртовский район…". Куда именно, вы уже знаете, знаете вы и то, как образовалась эта пустота, которую решили заполнить крестьянами трёх названных сёл. "К тому же, — продолжает Алиев, — наши колхозы были миллионерами".

Это чистая правда, если не верите — давайте раскроём "Правду" тех лет, посмотрим, что говорит о благосостоянии наших земляков это недрёманное око Партии. "У подножья горы Таркитау раскинулся богатый колхозный аул Кяхулай. Огромная площадь виноградных садов, принадлежащая раньше кулакам и крупным городским садовладельцам, перешла во владение трудового крестьянства, объединившегося в колхоз имени 9 Января. К 10-летнему юбилею хозяйство колхоза стало многообразным и высокоразвитым". Зачем же было уничтожать хозяйство, которое сама "Правда" называет "высокоразвитым"? Уж не потому, что "живо, радостно идёт работа на селе. И всюду — уважение и внимание передовикам селького хозяйства, мастерам высоких урожаев".

Но всё это оказалось не важным перед волей друга Багирова в Кремле, его ставленника в Махачкале и будущего преемника Алиева на высоком посту господина А.Даниялова.

Имели ли они какой-нибудь личный интерес в такой скоропостижной эвакуации трёх кумыкских сёл? Увы, документов на сей счёт не сохранилось. Зато сохранилось одно строение на склоне Таркитау, которое сегодня называется правительственной дачей, до "перестройки" называлось дачей Даниялова, а с начала строительства, с 1947 года, вплоть до перехода к Даниялову — дачей Алиева. Это превосходное здание из белого кирпича, которое особенно красиво смотрелось на фоне серой массы, каковой выглядели скученные дома и домишки сельчан (выяснить, сколько гектаров земли ушло под эту дачу). Для сведения: Азиз Мамед Керимович приказал возвести на своей даче фонтан, посреди которого восседал лев с оскаленной пастью, выпуская из неё мощную струю воды… Это впечатляло, особенно на фоне безводья, царившего в Махачкале в ту пору.

А теперь ещё об одной причине, это уже будет подподпричина, то есть третий уровень проблемы, имея в виду подводную её часть.

Абдурахман Даниялов слывёт среди кумыков человеком, проводившим активную и последовательную антикумыкскую политику. Лично я с этим не согласен, ибо будь это так, то мы должны были бы признать его националистом, а он был правоверным коммунистом, то есть, следовательно, интернационалистом. И тот неоспоримый факт, что на землях выселенных из своих домов кумыков он поселил своих земляков аварцев, говорит не о том, что он был аварский националист, а что он был истинным коммунистом, ибо коммунистическая доктрина в части социальной политики как раз и предполагала активную урбанизацию жизненного уклада и переведение экономики Страны гор с сельскохозяйственных на промышленные рельсы. Вот в чём состояла суть политики Даниялова. И будь на месте кумыков даргинцы или лезгины — он сделал бы то же самое. То же обстоятельство, что на кумыкские земли переселил он своих соплеменников аварцев, можно объяснить скорее земляческим инстинктом, нежели национальным, ведь переселил-то он туда именно своих сельчан гунибцев, то есть людей, которых знал лично и которых воспринимал как родственников.

Эти земли таркинцев, расположенные севернее Махачкалы, безвозвратно пропали сегодня, то есть стали непригодны для сельхозработ, превратились в солончаки.

Обращались ли жители пострадавших сёл в инстанции, требуя восстановления справедливости, выдачи какой-нибудь компенсации — денежней, земельной, моральной? Да, обращались. И не раз. Причём уже с давних пор. Взять хотя бы резолюцию уже упоминавшейся нами конференции 1994 года. Вот краткая выдержка из неё. "Просить Верховный Совет и Совет министров РД, администрацию Кумторкалинского района в порядке возмещения ущерба выделить жителям посёлков Тарки, Кяхулай и Альбурикент 5 тысяч гектаров земли для восстановления разрушенных в результате депортации хозяйств."

Создан целый комитет "Анжи" по защите прав населения, пострадавшего от депортации. Им подготовлен и направлен в Госдуму и администрацию Президента РФ пакет документов, объективно освещающий эту — без преувеличения — взрывоопаснейшую проблему близких к отчаянию жителей кумыкских сёл.

Нельзя сказать, что власть бездействовала в ответ на настойчивые требования пострадавших. Ещё в бытность В.С. Черномырдина председателем правительства РФ целому ряду министерств и ведомств было дано РАСПОРЯЖЕНИЕ разработать проект Государственной программы Российской Федерации "Возрождение и развитие тюркских народов РФ", которое открывало широкие возможности законодательной ветви власти создать такую законодательную базу, которая позволила бы решить проблемы и жителей кумыкских сёл, поскольку кумыки принадлежат к тюркской группе народов России.

Впрочем, Госдума не осталась глуха к правительственному РАСПОРЯЖЕНИЮ, она разработала проект Закона "О насильственно переселённых народах", но принять его она не может вот уже в течение 10 лет! А без Закона проблема обездоленных жителей не может быть решена никак. Правда, есть Закон "О реабилитации репрессированных народов", но он в данном случае бессилен, поскольку та категория пострадавших от большевистского произвола, о которой идёт речь, репрессированными не признаётся. Таким образом, есть лишь два выхода: или признать их таковыми и обращаться с ними как с репрессированными, или принять новый Закон конкретно "О насильственно переселённых народах". Но что-то надо предпринять, иначе доведённые до отчаяния люди могут пойти на самые крайние меры, а такого развития событий власть, я полагаю, не хочет.

Вопрос осложняется ещё тем, что интересы переселённых народов (в данном случае это жители нескольких кумыкских сёл) и так называемых репрессированных народов (чеченцев), противоречат и сталкиваются вплоть до противостояния между ними.

Дело здесь в том, что в 1991 году был принят Закон РФ "О реабилитации репрессированных народов". Закон хороший и полезный, но он направлен лишь на защиту интересов именно репрессированных народов, а эти — переселённые. Конечно, если добавить, как именно они были переселены — "насильственно", то это резко приближает их к репрессированным, но лишь по сути, а по форме — нет, и, следовательно, этим людям надо добиться принятия нового закона о репрессированных народах, который распространялся бы также и на них. Они пошли по первому пути, и сегодня разработан законопроект "О насильственно переселённых народах", но вся беда в том, что его никак не удаётся утвердить в Думе. Вот строки из письма пострадавших Председателю правительства РФ М.М. Касьянову, которые всё объясняют. "Уважаемый Михаил Михайлович! Вот уже 10 лет на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится законопроект "О насильственно переселённых народах", подготовленный в порядке законодательной инициативы Народным Собранием Республики Дагестан. Необходимость в разработке законопроекта была вызвана принятием в 1991 году Закона "О реабилитации репрессированных народах", который в одностороннем порядке направлен на защиту интересов лишь репрессированной части населения, проживающей на одной территории с насильственно переселёнными народами. При его разработке не учтён тот факт, что в места проживания репрессированных чеченцев-аккинцев, выселенных в 1944 году в Среднюю Азию, принудительно были переселены другие народы Дагестана". Этот момент стоит уточнить. Дело в том, что на земли выселенных чеченцев были переселены два дагестанских народа: лакцы и кумыки. Аварцы же были переселены на земли кумыков. То есть партия последовательно проводила политику на смешение народов и выработку таким образом единого советского народа. А выработала проблему себе на голову. Но больше, конечно, на голову самих этих народов, так как все народы, подвергшиеся этой насильственной миграции, считают себя пострадавшими. Правда, каждый по-разному. Больше других обиженными считают себя кумыки, потому что в результате именно их больше всего потеснили на своей земле горские переселенцы. Чтобы убедиться в этом (не в истинности их претензий, а в их наличии и остроте), достаточно побывать в кумыкских сёлах и пообщаться с крестьянами. Я был просто поражён той сознательной и глубокой обиде на политику дагестанской верхушки, которая, по твёрдому убеждению этих людей, сознательно дискриминирует кумыков, ущемляя их права и интересы. Мне и раньше приходилось слышать о настроениях, царящих в их среде, но то, что я увидел и услышал самолично, превзошло все мои подозрения. Было полное впечатление, что люди готовы вот-вот взяться за оружие для достижения своих интересов и целей.

Я обращаюсь к депутатам Госдумы с настойчивой просьбой всё же вернуться к Закону "О насильственно переселённых народах", принять и утвердить его, сняв тем самым с себя ответственность за те непредсказуемые последствия, которые могут произойти в Дагестане в случае их дальнейшего промедления, ибо оно сегодня действительно подобно смерти.
 

Источник: http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9027

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *