Гусенгаджиев Мухтар Магомедшарипович
О нём было показано более восьмидесяти телепередач только в России и более двухсот — в трех десятках других стран, в которых он побывал с гастролями. О нем писали сотни журналистов всего мира. Его имя занесено в «Книгу Рекордов Гиннеса…» А еще он поэт, автор многочисленных афоризмов, художник, который может рисовать… ногой.
Мухтар Гусенгаджиев — это человек, демонстрирующий гибкость, превосходящую порог суставного вывиха. Он может заплести свое тело в косичку, завязать его узлом так, что не сразу и поймешь, где руки, а где ноги. Закинуть ногу за голову и отжиматься на одной руке, развернуть ноги и руки на 180 градусов, вывернув суставы. Он вынимает плечо из суставной сумки и вставляет обратно, складывается так, что умещается в небольшом чемоданчике…
Мы привыкли к тому, что исключительными способностями обладают, как правило, вундеркинды и гении. То есть личности, получившие свой дар — этакий супербонус Божий — от рождения, независимо от того, хотели они этого, или нет.
В случае с Мухтаром Гусенгаджиевым мир столкнулся с иной исключительностью, целиком и полностью порожденной его волей, целеустремленностью и настойчивостью. Это человек, которому изначально на роду было написано скатываться все ниже и ниже по наклонной плоскости. Но он нашел в себе силы и волю оттолкнуться от дна пропасти и устремиться вверх, в небеса, возжелав невозможного. И добился своего, сделав себя феноменом, о котором сегодня знает весь мир.
Мухтар родился в 1964 году в маленьком дагестанском городке Избербаш. До 17 лет пас овец и коров в степи, его образование закончилос восьмым классом. Отец и старший брат не вылезали из тюрем. Мухтар был предоставлен самому себе. "Я рос беспризорником, — вспоминает он, — меня даже в магазины не пускали — знали в лицо, а я воровал пирожные, чтобы выжить…". Подростком он вступил в воровскую шайку. Как результат — исправительная колония. Потом — армия, ракетные войска. За жестокую драку с семью местными хулиганами в Иваново угодил опять за решетку.
Первые полгода Мухтар провел в набитой битком камере: 28 заключенных, вместо разрешенных 16-и. Ему было 20. Вот тогда-то он и задумался впервые о смысле жизни и о своем будущем, благо времени на размышления было предостаточно. И, как оказалось, не только на размышления. Хотя вполне мог остаться в той камере таким, как все.
"Свободного пространства — два метра в длину и полметра в ширину между двухэтажными нарами, — рассказывал он позже. — Сначала ногу с трудом мог забросить на верхнюю шконку, а уже через полгода свободно садился на шпагат. Я начал довольно поздно, без учителя, спонтанно. И благодаря тому, что не знал об установленных пределах человеческих возможностей, пришел к своей системе".
Выйдя из тюрьмы, работал в Сибири — чистил коровники. Копил деньги и продолжал тренироваться, не пропуская ни одного дня. У него была давнишняя затаенная мечта — жить в Москве, и не где-нибудь, а в элитном доме с видом на Кремль и набережную. А Мухтар твердо верил, что любая мечта сбывается, если добиваться ее целенаправленно. Приехав, наконец, в Москву, понял, что никому там не нужен. Ночевал на вокзалах, но тренировки продолжал.
"До 17 марта 89-го жизнь у меня была черно-белая, а дальше — цветная"
Денег уже почти не оставалось, когда ему посоветовали пойти в цирковую студию. Совета он послушался и блестяще прошел конкурсный отбор в Госцирк. Вошел в студию безвестным изгоем, а вышел совсем другим человеком. "С того дня я делаю только то, что мне нравится, и даже получаю за это деньги".
В 1995 году в Москве проходил чемпионат России по кикбоксингу. Мухтар развлекал публику в промежутках между боями, демонстрируя возможности своего тела. Его трюки привлекли внимание почетного гостя чемпионата, голливудской суперзвезды Жан-Клода Ван Дамма. "Он пожелал со мной познакомиться. У него возникла идея снять меня в кино, — вспоминает Мухтар. — Но половина картины была уже отснята, и из этой затеи ничего не вышло. Однако через полгода он все-таки позвонил мне и пригласил в США".
Мухтар занимался не только растяжками. Он лепил всего себя заново — свое мировоззрение и душу, доводя все, за что брался, до совершенства, до абсолютной гармонии. Трудно даже перечислить все то, чего он сумел достичь, помимо виртуозного владения собственным телом.
Разъезжая по миру, в иных странах задерживался на годы, постигая на местах различные виды восточных боевых искусств, духовные практики и эзотерические учения. Так, к примеру, он освоил кунг-фу и каратэ, получил черный пояс Таэквондо — 2-й дан. И конечно йогу — не только Хатка Йогу, но и Джнани (йогу, развивающую высшее духовное сознание). А параллельно занимался акробатикой, гимнастикой на перекладине, брейк-дансом и пантомимой. Он играет на гитаре и пианино, причем на пианино еще и пальцами ног. Ногами же рисует, почти так же, как руками. Овладел шестью языками: родным даргинским, чеченским, русским, английским, испанским и итальянским.
Его феномен для врачей и ученых загадка. За долгие годы ежедневных тренировок он ни разу не болел и не прибегал к помощи медицины, не получил ни одной травмы и продемонстрировал на личном примере несостоятельность термина "возрастных ограничений".
Его авторские трюки повторить не удалось еще никому. В Центральном институте травматологии и ортопедии даже был собран консилиум. Профессора-ортопеды пытались опровергнуть утверждения Мухтара, что вывих — это не травма. Вывиха можно достичь, развивая сверхъестественную гибкость. После продемонстрированного вывиха врачи на рентгеновских снимках не обнаружили у Мухтара никакой патологии. Все дело в том, утверждает сам Мухтар, что у обычного человека амплитуда движений слишком ограничена только лишь потому, что он не работает со своим телом. Отсюда и травмы.
"Теперь я граф. Ношу закрученные усики и бородку"
Мухтар — лауреат фестиваля "Ялта-91" и призёр международного фестиваля эстрадно-циркового искусства "Gran Premio-93" в Милане. В 1996-м на международном конгрессе йогов, проходившем на Канарских островах, ему присвоили титул "самого гибкого мужчины Европы". В 1997-м в Москве "Дворянское общество России" жаловало (!) ему титул Графа за "Выдающиеся заслуги перед отечеством", с занесением фамилии в родословную книгу Российского дворянства.
В 1992 году Мосфильм снял его в фильме "Рай под тенью сабель" — в роли князя Нуцал-Хана. Режиссерам и зрителям новый актер понравился. За первой ролью последовала вторая — психа в фильме "Пистолет с глушителем". Но тут на несколько лет Мухтар выпадает из российского кинематографа — на те годы, что он проводит в Америке. Там он снялся лишь в одной эпизодической роли: тюремщика в телевизионный фильме "Cirque du Soleil: Solstrom" (серия "Escape", 2003). И то лишь потому, что понадобилась его способность "вынимать руку из сустава", чтобы протиснуться между двумя прутьями в узкой решетке.
Зато, когда он вернулся в Москву, мосфильмовские предложения посыпались как из рога изобилия. 2004 — "Дорогая Маша Березина" — агент Антон; 2005 — "Капитанские дети" — губернатор. Только в 2006-м году он сыграл в восьми фильмах: "Цвет неба" — гангстер-испанец; "Кулагин и партнёры" — Абаев, врач гипнотизёр; "Русское средство" — индеец-вождь; "Майор Ветров" — Хаким, главный отрицательный герой; "Медвежья охота" — здесь Мухтар играет Сальвадора Дали; "Кровавая Мэри" — дубль Гаркалина; "Дело чести" — Алихан; и "Точка разлома" — террорист. В 2007 году — "Моя Пречистенка" — Джамшет.
В Лас-Вегасе до сих пор показывают клипы с моими номерами
Что же человек на пределе человеческих возможностей делал в Америке?
В 1998 году Голливудская телекомпания FOX-11 заключила с Мухтаром Гусенгаджиевым контракт на показ возможностей его тела по всему миру, а так же занесения его в "Книгу Рекордов Гиннеса" как "Самого гибкого мужчины планеты". Здесь он работал на телевидении Лос-Анджелеса, сотрудничал с журналами "Черный Пояс" (Black Belt) и "Кунг-фу", на страницах которых давал уроки гибкости и пластики для спортсменов и актёров, а так же в течение полутора лет выступал на сцене, вместе с Робертом Де Ниро, в самом знаменитом шоу Лас-Вегаса — Zumanity цирка Circue du Soleil.
Там же в знаменитом шоу Zumanity ему придумали прозвище "Человек-паук". Любой артист этого шоу — фигура, популярная в Голливуде. Мухтар уже несколько лет не работает в Штатах, а огромные мониторы на улицах Лас-Вегаса до сих пор показывают клипы с его номерами.
Его искусством владения телом восхищались Чак Норрис, Арнольд Шварценеггер, Ван Дамм, Дэвид Коперфилд. Мухтар подружился со многими звездами Голливуда, многих из которых он тренировал. В частности — Мадонну, Памелу Андерсон, Деми Мур, Кармен Электру, Алека Болдуина, Де Ниро.
Его карьера тренера началась с того, что как-то, в театре Zumanity, за кулисы к нему заглянула Деми Мур со своим женихом и попросила его дать ей несколько уроков. И осталась довольна.
Ее примеру последовала Памела Андерсон. В благодарность за услугу она подарила Мухтару … роскошный спортивный костюм из эксклюзивного магазина для звезд, где все вещи продаются только в одном экземпляре. "Журналисты изводили меня вопросами, — вспоминает с улыбкой Мухтар. — Не мешала ли грудь Памеле Андерсон заниматься. Дурацкий вопрос… Но фотографировать себя во время тренировки она запрещала. В общении Памела очень простая. О Мадонне, например, такого не скажешь. Как среди наших актеров, так и среди голливудских встречаются разные люди. Скажем, Ван Дамм высокомерен, зато Чак Норрис — открытая душа…".
Мы с Болой Янгом написали сценарий…
В Лос-Анджелесе Мухтар познакомился еще с одним известным актером и режиссером, ставшим ему близким другом — с Боло Янгом. Боло Янг (на самом деле, Боло Ян, Bolo Yeung) — мастер боевых искусств в стиле Тай-Чи и кун-фу, непобедимый злодей-монстр, человек-гора в доброй сотне художественных фильмов о боевых искусствах. Играл, в частности, с Брюсом Ли и Жан-Клодом ван Даммом. Мухтар уговорил его приехать в Россию.
Боло долго упирался, не верил другу, убеждавшему его, что в России он страшно популярен: "Кто меня знает в твоей далекой стране?" "Да тебя в Америке меньше знают! — убеждал его Мухтар. — А у нас после фильма "Кровавый спорт" тебя понесут на руках даже в самой захудалой деревне". Кончилось тем, что они поспорили на 500 долларов. А когда специально приехали в какое-то селение под Москвой, поклонники, рассказывал Мухтар, "чуть было не порвали Янга на клочки".
"Мы с Боло Янгом написали сценарий. Боло будет режиссером и исполнителем одной из ролей. Фильм про уличного бойца, который освоил уникальный стиль единоборств — стиль паука. Я сыграю эту главную роль. Дело за спонсором".
Старость — это самовнушение
Мухтар — автор более тысячи афоризмов, философских стихов, формул и теорий, одна из которых: "для того, кто идет к благородной цели, не существует преград". Его философия позволяет человеку всегда быть на вершине успеха, даже там, где другой безвольно опустит руки.
"Ежесекундно в нас идет борьба белого и черного, и судьба наша зависит от того, как часто белое побеждает черное… Это черное нам нашептывает: возьми поешь, приляг на диван, включи телевизор. А белое настаивает взять книгу и лишний раз отжаться от пола".
Сейчас Мухтар Гусенгаджиев живет в Москве — в элитном доме с видом на Кремль и набережную. Гастролирует по всему миру, его дни расписаны на год вперед. Он, как и 20 лет назад, так измывается над собственным телом, что хочется зажмуриться. А ведь ему уже немало лет. Но возраст Мухтара абсолютно не смущает. Напротив, он считает, что именно в зрелом возрасте лучше всего разрабатывать свое тело. "Смешно слушать, когда кто-то вспоминает, что в молодости был способен на то и на это. Мне вон пятый десяток идет, а я утверждаю, что к 50 мои трюки станут еще сложнее. Потому что старость — это самовнушение".
Источник: http://www.moidagestan.ru/famous/gusengadzhiev_muhtar_magomedsharipovich#photo/1006